Решение по делу № 33-2940/2018 от 31.05.2018

Докладчик Стародубцева Л.И. Апелляционное дело № 33-2940/2018

                                                                  Судья Ишмуратова Л.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2018 года                          г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

судей Стародубцевой Л.И., Нестеровой А.А.,

при секретаре Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Христофоровой Валентины Анатольевны к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 апреля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., выслушав объяснения Христофоровой В.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Христофорова В.А. обратилась в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что она отнесена к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 04 августа 2014 г. №718 она включена в список нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации она обладает правом на обеспечение жилым помещением, в связи с чем должна была быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена, просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании истец Христофорова В.А. не участвовала, ее представитель Христофоров Н.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики – Варфоломеева Д.Р. исковые требования не признала.

Третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 апреля 2018 года постановлено:

«Иск Христофоровой Валентины Анатольевны к администрации Цивильского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения по установленным нормам действующего законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию Цивильского района Чувашской Республики предоставить Христофоровой Валентине Анатольевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм».

Указанное решение обжаловано администрацией Цивильского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. В своей апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие у истца Христофоровой В.А. права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из времени поступления заявления и объема субвенций, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на указанные цели. Также указывает, что выделение денежных средств для предоставления благоустроенных жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы значительно уменьшилось.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, Христофорова В.А., <дата> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО и ФИО1 лишены родительских прав на основании заочного решения Ядринского районного суда Чувашской Республики от 08 октября 2002 года.

Постановлением администрации Цивильского района Чувашской Республики от 04 августа 2014 г. №718 Христофорова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по Цивильскому району.

Постановлением главы Кукшумской сельской администрации Ядринского района Чувашской Республики от 16.12.2002 №15 за Христофоровой В.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, ....

В соответствии с актом об установлении факта (возможности) невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются от 22 июля 2014 г., проживание Христофоровой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении невозможно, так как это противоречит интересам указанного лица в связи с тем, что жилое помещение непригодно для проживания.

Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Христофоровой В.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Факт нуждаемости истца Христофоровой В.А. в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, принимая во внимание, что Христофорова В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по списку «дети-сироты», судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом доводы апелляционной жалобы администрации Цивильского района Чувашской Республики о том, что правом на внеочередное обеспечение жилым помещением Христофорова В.А. не обладает, и в случае удовлетворения исковых требований будет нарушена утвержденная и установленная очередность таких граждан, судебная коллегия находит несостоятельными.

Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013) и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении жильем указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Верховного Суда Российской Федерации (№20-КГПР15-11 от 13.10.2015)

При таких обстоятельствах, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Иных доводов апелляционная жалоба администрации Цивильского района Чувашской Республики не содержит.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 апреля 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: М.А. Блинова

Судьи: Л.И. Стародубцева

А.А. Нестерова

33-2940/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Христофорова В.А.
Ответчики
Администрация Цивильского района ЧР
Другие
Варфоломеева Д.Р.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Стародубцева Л.И.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
31.05.2018Передача дела судье
02.07.2018Судебное заседание
06.07.2018Передано в экспедицию
06.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее