Дело № 2-1157/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос. 24 октября 2016 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Федотовой М.В.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием истца Смирновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирновой Н.В. к Смирнову О.В., администрации сельского поселения «<адрес>» об установлении факта принятия наследства, признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Смирнова Н.В. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1, фактически принятого ею, и признать право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей <дата>. В обоснование требований указала, что после смерти матери осталось наследство в виде указанного выше земельного участка, который перешел в её владение, т.к. она использует его назначению, сажала и сажает по настоящее время овощи, поддерживает порядок на участке, в связи с чем считает, что он фактически принял наследство. В установленный законом срок после смерти матери она не обратилась к нотариусу, в настоящее время необходимо оформить правоустанавливающие документы на наследственное имущество. Кроме того, в свидетельстве на право пожизненного наследуемого владения землей ХХХ имя наследодателя ошибочно записано как «ФИО1», и поэтому был поставлен на кадастровый учет как принадлежащий ФИО1.
Истец Смирнова Н.В. в судебном заседании поддержала требование, суду пояснила, что в правоустанавливающем документе на земельный участок имя наследодателя указано неверно, вместо «ФИО1» значится «ФИО1», кроме того она пропустила срок для принятия наследства, в связи с чем нотариус рекомендовал обратится в суд с заявлением.
Ответчик Смирнов О.В. и администрация СП «<адрес>», надлежаще извещены о времени месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Заслушав заявителя, изучив доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По свидетельству на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей ХХХ, выданному администрацией <адрес> на основании решения ХХХ от <дата>, ФИО1 предоставлен земельный участок общей площадью <...> и с целевым назначением для приусадебного участка.
На основании данного документа земельный участок ФИО1 поставлен на кадастровый учет <дата>, которому присвоен кадастровый номер – ХХХ его месторасположение: <адрес>, на земельном участке расположено здание – жилой дом. Учитываемая площадь участка значится <...> кв.м., разрешенное использование для приусадебного участка.
По информации администрации сельского поселения «<адрес>» от <дата> ХХХ и справке ХХХ, выданной <дата> этим органом, данный земельный участок принадлежал по праву пожизненного наследуемого владения ФИО1, умершей <дата>, в свидетельстве на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей ХХХ имя последней ошибочно указано как «ФИО1». В период выдачи таких свидетельств на территории администрации <адрес> проживала в <адрес> только ФИО1.
Архивная справка ХХХ выданная Государственным учреждением Республики Коми «Национальный архив Республики Коми», свидетельствует о том, что в документах <адрес> сельского Совета за <дата> г.г. имеются сведения о семье ФИО3 и ФИО4, где их дочерью указана ФИО1, <дата> г.р.
Указанные выше сведения подтверждаются также записью акта о рождении ХХХ в отношении ФИО1, составленного Исполнительным Комитетом <адрес> Сельского Совета депутатов трудящихся, и формой ХХХ от <дата> на имя ФИО1, <дата> г.р., предоставленной суду <дата> Миграционным пунктом ОМВД России по Корткеросскому району.
Вышеупомянутая форма ХХХ свидетельствует об обращении ФИО1 на обмен паспорта в связи с изменением фамилии по вступлении <дата> в брак со ФИО2
Разночтения в имени ФИО1, суд считает опиской, совершенной при оформлении правоустанавливающего документа. В связи с чем, с учетом материалов дела и пояснений лиц, участвующих по делу, отсутствия опровергающих данный факт доказательств, суд считает, что в свидетельстве на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей ХХХ, выданном администрацией <адрес> на основании решения ХХХ от <дата>, не верно указано имя ФИО1 как «ФИО1».
Кроме того, целевое использование участка ФИО1 для приусадебного участка не регламентировалось земельным законодательством, действующим на момент предоставления участка, и на момент смерти последней.
При этом, как установлено выше на земельном участке ФИО1 имеется жилой дом, что также подтверждено в судебном заседании истцом.
Согласно действовавшему на момент предоставления земельного участка Земельному кодексу РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, в статье ст.7, право пожизненного наследуемого владения предоставлялось заинтересованным лицам безвозмездно на основе заявления, поданного в соответствующие муниципальные или государственные органы, и земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией (ст.30, 64 ЗК РСФСР).
Аналогичная норма содержалась в Земельном кодексе Республики Коми от 20.03.1991, статье 8, предусматривающая, что земля для обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства предоставлялась гражданам в пожизненное наследуемое владение.
При этом, свидетельства на право пожизненного наследуемого владения выдавались гражданам должностными лицами сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка. Обязанность по выдаче и надлежащему оформлению свидетельства в силу ранее действовавшего законодательства лежала на органе местного самоуправления и наличие недостатков в оформлении документа не свидетельствует о не возникновении либо о прекращении у гражданина права на земельный участок даже при наличии неверного указания целевого назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по свидетельству на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей ХХХ, выданному администрацией <адрес> на основании решения ХХХ от <дата>, принадлежал ФИО1, <дата> г.р., проживавшей в д.<адрес> <адрес>, умершей <дата>.
Учитывая, что на день открытия наследства ФИО1 принадлежал на праве пожизненно наследуемого владения земельный участок, суд считает данное имущество входящим в состав наследственного имущества.
В соответствии со ст. ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, к каковым может быть отнесен и факт принятия лицом наследства.
Статьей 1112 Гражданского кодекса РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что ФИО1 на момент смерти проживала по адресу: <адрес>, вместе с мужем ФИО2, дочерью Смирновой Н.В. Последние являются наследниками первой очереди после смерти ФИО1, наряду с которыми наследником является и сын - Смирнов О.В.
ФИО2 умер <дата>.
Как следует из наследственного дела ХХХ к имуществу умерших ФИО2 и ФИО1, представленного нотариусом Корткеросского нотариального округа Республики Коми ФИО5, истец Смирнова Н.В. вступила в наследственные права после смерти отца ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии ч 1 ст. 1157, ч. 1 ст.1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
Ответчик Смирнов О.В. представил в суд заявление о согласии с заявлением и отсутствии претензий, однако надлежаще не оформил, не подписал его, в связи с чем оно не может принято судом.
При этом, ответчик Смирнов О.В. в рамках наследственного дела предъявил е заявление о том, что на наследственное имущество родителей не претендует. Отзыв, в том числе о несогласии с иском в суд не представил.
В настоящее время в <адрес>, находящемся по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает.
При этом, как установлено судом Смирнова Н.В. вступила во владение и управление земельным участком, находящимся по адресу: <адрес> <адрес>, оставшимся после смерти ФИО1, т.к. продолжает пользоваться земельным участком, поддерживает порядок на участке, сажает картофель, т.е. фактически приняла наследство, не оформив свои наследственные права в установленном порядке. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками и подтверждается материалами дела.
Учитывая, что факт принятия наследства Смирновой Н.В. на земельный участок подтвержден в судебном заседании, спор о праве между наследниками первой очереди отсутствует, суд считает возможным установить факт принятия наследства истцом наследства, оставшегося после смерти ФИО1, умершей <дата>.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях только земельные участки, принадлежавшие наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, что также следует из разъяснений в п. 74 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".
На основании изложенного, суд считает, что за истцом Смирновой Н.В., с учетом принятого ею наследства, следует признать право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 1520 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей <дата> в д. <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Смирновой Н.В. удовлетворить.
Установить факт принятия Смирновой Н.В. наследства в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, после смерти ФИО1, умершей <дата> в д. <адрес> Республики Коми Российской Федерации.
Признать за Смирновой Н.В. право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 1520 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, после смерти ФИО1, умершей <дата> в д. <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК в течение месяца через Корткеросский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Федотова М.В.
В окончательной форме решение изготовлено: <дата>.