Гражданское дело № 2-502/24
УИД № 09RS0005-01-2024-000531-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 года с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Тамбиева А.Р., при секретаре судебного заседания Батчаевой С.Х., с участием помощника прокурора Малокарачаевского района Разовой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Малокарачаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района, МБОУ «ООШ № 13 с. Элькуш» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд и просит:
1. Обязать МБОУ «ООШ № 13 с. Элькуш» устранить в полном объеме выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований путём установки в здании образовательного учреждения водонагревателей и проведения от них трубопроводов во все санузлы, имеющиеся в здании, в срок не более 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2. Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района
выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в МБОУ «ООШ № 13 с. Элькуш» нарушений федерального законодательства.
В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержала в полном объеме и по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить.
Представители ответчиков – администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР и МКОУ «ООШ № 13 с. Элькуш» в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, месте и времени судебного заседания. По существу исковых требований возражений не представили.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников судебного заседания.
Выслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями на территории муниципального района требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-эпидемиологического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные право на оказания медицинской помощи.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Проверкой установлено, что в МКОУ «ООШ № 13 с. Элькуш», выявлены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, а именно, не оборудованы горячим водоснабжение санузлы и душевые в спортивном зале.
Прокуратурой Малокарачаевского района КЧР от 15.03.2024 № 07-02-2024 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в администрацию Малокарачаевского муниципального района КЧР.
Из ответа Управления образования администрации Малокарачаевского муниципального района от 16.04.2024 за № 304, где указано, что в установленный законом месячный срок реальные меры по устранению выявленных в образовательном учреждении нарушений законодательства, направленного на охрану здоровья и детей не приняты, мероприятия по обеспечению неукоснительного исполнения требований федерального законодательства не профинансированы.Согласно п. 2.6.1 СанПин 2.4.3648-20 здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. Сливные трапы оборудуются в производственных, складских, хозяйственных, подсобных и административно-бытовых помещениях столовой, в помещениях для стирки белья. Душевых, туалетах, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и в дошкольных группах, размещенных в нежилых помещениях. Полы оборудованные сливными трапами должны быть оборудованы уклонами к отверстиям трапов.
При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства.
В соответствии с п. 2.6.5. СанПин 2.4.3648-20, холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения в которых оказывается медицинская помощь, туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом, помещения для стирки белья, помещения для приготовления дезинфицирующих растворов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относиться организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Указанные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, обязательность соблюдения которых закреплена федеральным законодательством, являются недопустимыми, поскольку подвергают опасности жизнь и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд считает установленным, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, так как на момент принятия решения ответчиком не устранены выявленные в ходе проверки нарушения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Малокарачаевского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «ООШ № 13 с. Элькуш» устранить в срок до 01.12.2024, выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований путем установки в здании образовательного учреждения водонагревателей и проведения от них трубопроводов во все санузлы, имеющиеся в здании.
Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района выделить муниципальному казенному образовательному учреждению «ООШ № 13 с. Элькуш» денежные средства для устранения выявленных нарушений федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, через Малокарачаевский районный суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 18 июня 2024 года.