УИД 59RS0013-01-2019-000226-21
Судья – Сергеева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.03.2024 город Пермь
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Братчиковой М.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11.01.2024 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, оценив доводы частной жалобы, изучив дело
установил:
прокурор Большесосновского района Пермского края обращался с иском к администрации Полозовского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно – защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища.
Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 исковые требования удовлетворены, на администрацию Полозовского сельского поселения Пермского края возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенного в с.Полозово Большесосновского района Пермского края; в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с. Полозово Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84. На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с.Полозово Большесосновского района Пермского края; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с.Полозово Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2019 № 74.
Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 по делу № 2-258/2019 до 31.12.2025.
В обоснование заявления указано, что в связи с вынесением решения Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 по делу № 2-258/2019 ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждены исполнительные производства от 12.11.2020 № **-ИП, от 04.02.2021 № **-ИП. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа; с администрации Полозовского сельского поселения на администрацию Большесосновского муниципального округа. Администрацией Большесосновского муниципального округа совершены действия, подтверждающие намерение исполнить решение суда, а именно: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Полозово поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пермскому краю, проект благоустройства кладбища утвержден постановлением администрации. В рамках разработки нормативного документа по установлению санитарных зон кладбищ необходимо провести ряд мероприятий, а именно: проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; обоснование размеров зоны с созданием проекта. Результатом всей работы является заключение о величине санитарной зоны, процедура занимает от 1,5 до 2-х лет. Такие сроки связаны с долгими согласованиями и необходимостью проведения сезонных исследований на местности. Заявителем подготовлен запрос о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на который поступили три коммерческих предложения. По информации данных организаций, срок для проведения мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища составляет от 590 до 720 дней с момента заключения договора. Учитывая, что договор по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища еще не заключен, исполнить решение суда будет возможно в срок до 31.12.2025.
Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 11.01.2024 в удовлетворении заявления отказано.
С таким определением администрация Большесосновского муниципального округа не согласилась. В доводах частной жалобы указано, что замена стороны в исполнительном производстве произошло в октябре 2023 года, то есть по истечении 2-х лет 9-ти месяцев со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда, что само по себе объективно исключало возможность исполнения судебного решения новым должником в срок, установленный судебным актом. Обращено внимание, что заявителем предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда. Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что исполнение решения суда невозможно в силу объективных причин.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассматривается без извещения участвующих в деле лиц.
Из материалов дела следует, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 удовлетворены исковые требования прокурора Большесосновского района, на администрацию Полозовского сельского поселения Пермского края возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенного в с. Полозово Большесосновского района Пермского края; в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с. Полозово Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84. На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с.Полозово Большесосновского района Пермского края; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с.Полозово Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2019 № 74.
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 вступило в законную силу 16.07.2019.
Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 заявление администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-258/2019 оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 61-64).
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 05.07.2021 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 оставлено без изменения (т.1 л.д. 81-83).
Определениями Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 произведена замена должника в рамках исполнительного производства № **-ИП с администрации Полозовского сельского поселения на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 126-128), а также в рамках исполнительного производства № **-ИП с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 174-176).
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 24.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 8-11). Апелляционным определением Пермского краевого суда от 26.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д.13-15).
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019, суд первой инстанции исходил из того, что период неисполнения ответчиком решения суда в полном объеме составляет более 4-х лет, при этом доказательств невозможности совершения действий, перечисленных в заявлении об отсрочке исполнения решения суда, не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих, что предоставление отсрочки исполнения решения суда сроком до 31.12.2025 будет способствовать исполнению требований исполнительного документа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.04.2006 № 104-О, вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1 и 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу указанных норм права решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.
Из материалов дела следует, что неисполнение решения Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 приобрело длительный, противоречащий принципу разумности сроков исполнения решения суда, характер, при этом приводимые заявителем обстоятельства не являются исключительными.
Доводы администрации о том, что неисполнение решения суда связано в том числе с тем, что по делу произведено правопреемство за переделами срока исполнения, отклоняются судом апелляционной инстанции. В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 2 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края как правопреемник несет все негативные последствия неисполнения решения суда его правопредшественником.
Судом первой инстанции верно отмечено, что представленный заявителем проект благоустройства кладбища утвержден постановлением администрации Большесосновского муниципального округа лишь 22.12.2023, то есть спустя более 4-х лет после вступления решения суда в законную силу.
При удовлетворении в 2019 году исковых требований прокурора Большесосновского района Пермского края наибольший срок на исполнение решения предоставлялся 2 года, однако мер для исполнения решения суда в полном объеме в течение 2019-2023 гг. не предпринималось, в том числе и после отказа в предоставлении отсрочки в 2021 году. Убедительных доказательств того, что решение суда будет исполнено в заявленный срок, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам жалобы договор по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища до сих пор не заключен, ориентировочный срок его заключения не обозначен, проект устройства общественного кладбища утвержден лишь 22.12.2023, то есть за 4 дня до подачи заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, что указывает на формальность действий заявителя с целью отдаления исполнения судебного акта и создания видимости предпринимаемых действий по его исполнению.
Заявителем не представлено относимых и допустимых доказательств в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывающих на тот факт, что в 2025 году решение суда будет исполнено. Предоставление отсрочки исполнения решения суда приведет к безосновательному и чрезмерно длительному отложению исполнения судебного акта, что противоречит основополагающим принципам гражданского судопроизводства.
Имеющаяся в настоящем деле длительность неисполнения судебного акта в любом случае не отвечает требованиям справедливости и приводит к неоправданному затягиванию реального исполнения судебного постановления, не способствует исполнению задач гражданского судопроизводства, закрепленных в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того обстоятельства, что с момента вступления судебного решения в законную силу прошло длительное время, суд апелляционной инстанции считает, что предоставление администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края отсрочки исполнения решения суда, нарушит баланс интересов сторон, в связи с чем руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11.01.2024 оставить без изменения, частную жалобу администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края – без удовлетворения.
Судья Пермского краевого суда /подпись/