Дело №5-1051/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 19 февраля 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Кропотова Т.Е., с участием государственного инспектора <адрес> территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора ШЛР, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., директора ЗАО <иные данные> ЕГВ, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Закрытого акционерного общества <иные данные>
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора ШЛР в отношении Закрытого акционерного общества <иные данные> составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об АП, за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопотребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности.
Также составлен протокол о временном запрете деятельности на эксплуатацию технических устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности с 11 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Законный представитель ЗАО <иные данные> ЕГВ в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения признает, с протоколом согласен. Нарушения смогут устранить в течение двух-трех месяцев.
Государственный инспектор <адрес> территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора ШЛР пояснил, что в действиях ЗАО <иные данные> имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об АП, и полагал необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно эксплуатацию устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности, находящихся по адресу <адрес>, на срок, необходимый для устранения выявленных недостатков, поскольку выявленные нарушения могут создать непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде и могут привести к техногенной аварии и несчастным случаям.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об АП нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об АП в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса РФ об АП доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.11 Кодекса РФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу положений ст.ст.5, 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» заявителю предоставлены полномочия, в том числе осуществлять контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Ростехнадзор осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (п.6 Положения).
Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр (п.5.3.5 Положения).
Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Закона о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
В соответствии с возложенными на него задачами Приволжское управление Ростехнадзора организует и проводит проверки по надзору и контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, по надзору и контролю за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожарных производственных объектов.
Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно п.4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №531 (далее ФНП по СГ) эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.
Согласно п.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года №420 (далее ФНП по ЭПБ), здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В соответствии с п.п. «а» п.2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 года №1365, руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации) проходят аттестацию, в том числе первичную аттестацию.
На основании п.п. «е» п.70, п.71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы; при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку.
Согласно п.11 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года №1437, общие разделы плана мероприятий содержат характеристику объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий; сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения; характеристику аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах; количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий; организацию взаимодействия сил и средств; состав и дислокация сил и средств; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности; организацию управления, связи и оповещения при авариях на объекте; систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте; действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий; мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения); организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
В соответствии с п.п. «в» п.14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 года №2168, работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан: организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в ходе плановой проверки в отношении ЗАО <иные данные>, проведенной на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности.
Согласно акту выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО <иные данные> нарушило требования промышленной безопасности, а именно:
1) в нарушение п.1 ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п.4, 6 ФНП по СГ, ЗАО <иные данные> не имеет договора с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
2) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5 ФНП по ЭПБ, ЗАО <иные данные> не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности здания котельной в связи с истечением сроков действия предыдущей экспертизы рег. № от ДД.ММ.ГГГГ. (до ДД.ММ.ГГГГ.);
3) в нарушение п.1 ст.9, п.1 ст.14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п.2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, ЗАО <иные данные> не прошел в территориальной аттестационной комиссии Приволжского управления Ростехнадзора периодическую проверку знаний в области промышленной безопасности А.1 Основы промышленной безопасности;
4) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п.4, 6 ФНП по СГ, у ЗАО <иные данные> отсутствует проектная и исполнительная документация (в т.ч. паспорт на ГРПШ, акт ввода в эксплуатацию) на опасный производственный объект, также не установлен порядок и условия ее хранения;
5) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п.4, 6 ФНП по СГ, в котельной ЗАО <иные данные> перекрыт вытяжной вентиляционный канал. Фото №89-1;
6) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, ЗАО <иные данные> документально не подтверждено выполнение работ по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования, ГРПШ;
7) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.11 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах, план мероприятий по локализации последствий аварий на опасном производственном объекте ЗАО <иные данные> не переработан в связи с вступлением в действие постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года №1437;
8) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п.4, 6 ФНП по СГ, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном объекте ЗАО <иные данные> не согласован с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием;
9) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «в» п.14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, не проводятся проверки состояния промышленной безопасности на опасном производственном объекте, предусмотренные Положением об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ЗАО <иные данные>;
10) в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «е» п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, отсутствует изоляционное покрытие (покраска) для продувочного газопровода пункта шкафного ЗАО <иные данные>. Фото №89-2.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований промышленной безопасности, допущенные ЗАО <иные данные> при эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопотребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности, могут создать непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде и могут привести к техногенной аварии и несчастным случаям.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно п.1 ст.14.1 Закона о промышленной безопасности работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, а также Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Сети газопотребления, в том числе к работникам указанных опасных производственных объектах.
Факт совершения ЗАО <иные данные> административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. Кодекса РФ об АП подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором подробно изложены выявленные нарушения; протоколом о временном запрете деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому временно запрещается эксплуатация технических устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом о временном запрете деятельности с 11 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ в целях исключения угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде произведен временный запрет эксплуатации технических устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности.
Приведенные выше протоколы и акты в отношении ЗАО <иные данные> составлены в соответствии с требованиями законодательства с указанием всех необходимых данных и иных сведений, разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом РФ об АП. Названные документы отнесены ст.26.2 Кодекса РФ об АП к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.3.1. Кодекса РФ об АП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания судом учитывается, что нарушение законодательства в области промышленной безопасности, имеет повышенную общественную опасность, поскольку создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде и может привести к техногенной аварии и несчастным случаям, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения административного дела доказательств устранения требований законодательства суду не представлены. Поэтому менее строгий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не обеспечит цели административного наказания.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств по делу признаются: совершение административного правонарушения впервые, признание вины законным представителем Общества.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При назначении административного наказания также учитываются требования ст.32.12 Кодекса РФ об АП, согласно которым при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса.
При рассмотрении дела был обсужден вопрос о сроках административного приостановления эксплуатации технических устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности.
Директор ЗАО <иные данные> ЕГВ пояснил, что Общество устранит выявленные недостатки в течение двух-трех месяцев.
В соответствии с ч.3 ст.32.12 Кодекса РФ об АП административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Закрытое акционерное общество <иные данные> (юридический адрес: <адрес>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об АП, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно эксплуатации технических устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности, находящихся по адресу: <адрес>, на срок 90 (девяносто) суток.
Срок административного приостановления деятельности технических устройств и сооружений – газопровода высокого давления, ГРПШ-400м зав. № б/н (год изготовления/ввода - ДД.ММ.ГГГГ), газопровода низкого давления, водогрейных котлов Хопер-100 зав. №, входящих в состав опасного производственного объекта Сеть газопротребления ЗАО <иные данные> рег. № III класса опасности, находящихся по адресу: <адрес>, исчислять с момента фактического запрета деятельности по их эксплуатации – с 11 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Кропотова Т.Е.