Адм. дело № 2а-3292/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июня 2019 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Чернове В.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Киркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары к Роскомнадзору, Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л :
Административный ответчик обратился с данным административным иском в суд, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в частности о возможности приобретения в сети Интернет медицинских справок, больничных листов без прохождения медицинского освидетельствования.
В ходе проверки в сети «Интернет» выявлены интернет-страницы с адресами:
------
------
------
------
На указанных интернет- сайтах (страницах) указаны конкретные расценки на медицинские справки, медицинские книжки и иные документы, в том числе, листы нетрудоспособности. На интернет-страницах указан перечень медицинских справок и документов, которые можно приобрести без прохождения соответствующего освидетельствования. Кроме того, предоставляется услуга по доставке медицинских справок и документов.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Указанная на интернет - сайтах информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается справкой об осмотре данных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный ответчик просит признать информацию о порядке и условиях получения медицинских справок и документов о состоянии здоровья без прохождения освидетельствования, размещенную на указанных в иске Интернет-страницах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Также представитель истца пояснила, что на настоящее время доступ к указанным в иске интернет-страницам не ограничен.
Привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии представило отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что административный ответчик по существу не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Обсудив позиции сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В соответствии с ч.6 ст.10 Закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в частности о возможности приобретения в сети Интернет медицинских справок, больничных листов без прохождения медицинского освидетельствования.
В ходе проверки в сети «Интернет» выявлены интернет-страницы с адресами:
------
------
------
------
На указанных интернет- сайтах (страницах) указаны конкретные расценки на медицинские справки, медицинские книжки и иные документы, в том числе, листы нетрудоспособности. На интернет-страницах указан перечень медицинских справок и документов, которые можно приобрести без прохождения соответствующего освидетельствования. Кроме того, предоставляется услуга по доставке медицинских справок и документов.
Вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждается справкой прокурора района от дата и распечатками скриншотов страниц указанных сайтов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 78 ФЗ от 21.11.2011 №323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская организация имеет право выдавать справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 г. N 441 н. Согласно пп.7,13 указанного Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Указанная на интернет - сайтах информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается справкой об осмотре данных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что информацию на вышеуказанных интернет-страницах следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.
В целях ограничения доступа к страницам сайта в сети «Интернет», указанного в иске, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
При этом основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л :
Признать информацию о порядке и условиях получения медицинских справок и документов о состоянии здоровья без прохождения освидетельствования, размещенную на Интернет-страницах:
------
------
------
------
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор), а также в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 14.06.2019.