Дело №12-757/2017
Р Е Ш Е Н И Е
22 августа 2017 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Лисовская В.В.,
при секретаре Чекменевой Д.М.,
с участием защитника Самочковой О.В., действующей на основании доверенности,
представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю Смирнова С.Д., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации города Перми на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора города Перми по пожарному надзору Балмашева Д.А. в отношении администрации города Перми, ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460, зарегистрированной в качестве юридического лица 22.12.2002,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Перми по пожарному надзору Балмашева Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Перми (далее также - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившегося в том, что администрация, являясь юридическим лицом, нарушила требования пожарной безопасности в Российской Федерации, не выполнила требования пожарной безопасности в Российской Федерации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Пермь, а именно:
09.04.2017 при тушении пожара в частном доме, расположенном по адресу: <Адрес>, подвоз воды осуществлялся от пожарного водоема, расположенного по адресу: <Адрес>, на расстоянии 0,3 км (300 м) от места тушения пожара (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрации назначено наказание в виде административного штрафа в размере 175000, 00 рублей.
Администрация, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой на него, указав в обоснование жалобы следующее. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен закрытый перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, который содержит следующие направления: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с требованиями ч.2 ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, технического обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Кроме того, в соответствии с п.1.1 раздела 1 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009 утверждены приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178 установлено: 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со ст.ст.68 и 69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций. Ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Данный федеральный закон не устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно п.8.6 СП 8.13130.2009 расстояния между гидрантами определяются расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность установленного типа гидрантов по ГОСТ 8220, а согласно п.4.1 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. При этом действующие нормативные правовые акты в области пожарной безопасности не устанавливают обязательного требования о размещении источников противопожарного водоснабжения каждые 200 метров. Именно нарушение данного требования вменяется в вину администрации г. Перми. Как следует из материалов дела, водозабор для целей пожаротушения осуществлялся из источников противопожарного водоснабжения (искусственных пожарных водоемов), расположенных на расстоянии 300 метров до места пожара. При этом администрации г. Перми в вину вменяется невыполнение ст.ст.63,68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривающих оборудование источников противопожарного водоснабжение на территории городского округа, а также пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009, при том, что данный документ является нормативным документом добровольного применения. Исходя из вышесказанного следует, что в материалах дела не содержится указание на норму права, несоблюдение которой образует объективную сторону административного правонарушения вменяемого администрации г. Перми. В связи с вышеизложенным администрация г. Перми считает, что территория городского округа Пермь снабжена источниками противопожарного водоснабжения, обеспечивающими забор воды для целей пожаротушения, в связи с чем состава вменяемого административного правонарушения в действиях администрации г. Перми не содержится. Просят постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник поддержала доводы, изложенные в жалобе, письменных объяснениях, просила, в случае признания судом постановления правомерным, учитывая обстоятельства дела, в частности отсутствие вреда, причиненного жизни и здоровью людей, а также разницу расстояния в 0,1 км. между установленным нормативным документом добровольного применения (в 0,2 км.) и фактическим расположением источника пожаротушения от места пожара (0,3 км.) на основании ст. 2.9 КоАП РФ признать административное правонарушение малозначительным.
Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании полагает вынесенное постановление законным и обоснованным, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу, в котором просит обратить внимание на то, что в силу действующего законодательства под добровольностью применения сводовправил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных техническим регламентов. Поскольку по настоящему делу расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемой территории (объекте) не представлялся, то администрация как лицо, ответственное за противопожарное состояние территории городского округа обязан исполнять в полном объеме все положения, установленные в том числе СП 8.13130.2009.
Заслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела и представленный административный материал, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Наказание за указанное нарушение для юридических лиц предусмотрено в виде предупреждения либо наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого закона.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Закона №69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 63 Закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона №123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч.3).
Положениями статьи 68 Закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч.1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары (ч.2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Пункт 1 статьи 6 Закона №123-ФЗ определяет условия, при выполнении одного из которых пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной.
Согласно ч.2, 3 ст.4 Закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 утвержден Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009» (далее также – СП 8.13130.2009).
В соответствии с п.1.1 СП 8.13130.2009 настоящий Свод правил разработан в соответствии со ст.ст.68 и 99 Закона, является нормативным документом добровольного применения, устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Согласно пунктам 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного – при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием; пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов – 200 м., при наличии мотопомп – 100 – 150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Таким образом, применение вышеуказанных норм в совокупности свидетельствует о том, что поскольку вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, в соответствии с законодательством СНиПы и СП подлежат использованию и применению независимо от волеизъявления.
Под добровольностью применения сводов правил следует понимать их добровольное применение только в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных техническим регламентом.
Положения п.4 ст. 16.1 Закона №184-ФЗ допускают несоблюдение СП, которые применяются на добровольной основе только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом, в противном случае требования технического регламента считаются не соблюденными.
Как следует из представленных материалов, в ходе тушения пожара по указанному выше адресу были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что в нарушение ст. 68 Закона №123-ФЗ и п.п. 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009 на территории г.Перми на требуемом нормативном расстоянии от частного дома, где произошел пожар, отсутствовали наружные источники пожаротушения.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и не оспаривались защитником; установлены должностным лицом на основании протокола об административном правонарушении, материалов проверки сообщения о пожаре, в том числе акта о пожаре, рапорта должностных лиц, схем тушения пожаров, иными материалами дела.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации г.Перми протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечения администрации г.Перми к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
При отсутствии расчета по оценке пожарного риска на рассматриваемой территории, характер выявленных нарушений свидетельствует о том, что указанные нарушения могут создать препятствия к тушению пожара, затруднить подачу средств пожаротушения, повлечь возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, увеличение материального ущерба.
Соблюдение правил и норм пожарной безопасности является составной частью общественной безопасности, обеспечение которой, в свою очередь, представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Достаточных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что администрация города Перми предприняла исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях администрации г.Перми состава вменяемого административного правонарушения не состоятельны, опровергаются установленными выше обстоятельствами, представленными и исследованными судом материалами дела об административном правонарушении.
Нарушение требований пожарной безопасности влечет административную ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с толкованием должностным лицом норм законодательства в сфере пожарной безопасности, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку. Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене оспариваемого постановления, в жалобе не содержится.
Обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы не установлено.
Поскольку все необходимые сведения для определения места, времени и других обстоятельств совершенного административного правонарушения в постановлении должностного лица имеются, какие-либо неустранимые сомнения относительно места, времени совершения административного правонарушения, вины администрации г. Перми отсутствуют, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения администрации г.Перми, наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность, в качестве которого обоснованно признан факт повторного совершения однородного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья районного суда приходит к выводу о том, что администрация г.Перми к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ привлечена законно и обоснованно. Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется. Администрация г.Перми привлечена к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе, в результате пожара погибло 2 человека, причинен материальный ущерб), характера и степени общественной опасности правонарушения, судья оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не установил. Применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного разрешить дело и рассматривать жалобы. Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения администрации от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. Ссылки на незначительность разницы расстояния в 0,1 км. не состоятельны, с учетом, того, что длина прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием составляет не более 200 м. (п.9.11).
Существенных нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Перми по пожарному надзору Балмашева Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Перми оставить без изменения, жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Решение в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья <данные изъяты> В.В. Лисовская
<данные изъяты>