Решение по делу № 2-415/2015 (2-6414/2014;) от 10.12.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2015 года                            г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Косточкиной А.В.,

при секретаре К,

при участии:

представителя истца помощника прокурора г.Ангарска Х,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Ангарска в защиту права на образование несовершеннолетнего Г к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Ангарска обратился с иском в защиту права на образование несовершеннолетнего Г к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования, указав, что Г имеет на иждивении сына Г, ** года рождения, проживает с ребенком на территории города Ангарска. ** Г зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено в связи с отсутствием вакансий. Установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о том, что конституционное право несовершеннолетнего на общедоступное дошкольное образование нарушено. То обстоятельство, что ребенок Г не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, и что на учете в Управлении образования является 311 в очереди по возрастной категории свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование. Просит обязать ответчика восстановить нарушенное право несовершеннолетнего Г на общедоступное дошкольное образование, предоставить ему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Ангарска Х, действующая на основании прав по должности, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, подержала в полном объеме.

Представитель ответчика Управления образования администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном заявлении, направленном в адрес суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также направил в суд письменные возражения на иск.

Третье лицо Г в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель третьего лица Администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Эти же положения закреплены ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании».

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ст.6 ФЗ №124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в том числе: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ст.44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В силу ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации среди прочих устанавливается такой тип образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, как дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

В соответствии со ст. 64 упомянутого выше закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Учреждения дошкольного образования, согласно утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 13).

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п.13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

Судом установлено, что Г имеет на иждивении сына Г, ** года рождения, проживает с ребенком на территории Ангарского муниципального образования.

** Г зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. На день рассмотрения дела место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий. По состоянию на ** номер общей очереди 1183, из нее по возрастной категории – 292.

То обстоятельство, что ребенок Г в течение длительного времени не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.

В силу ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1 ст.28 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и вступившей в силу для СССР 15.09.1990 г., государства - участники признают право ребенка на образование.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.     

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Принимая во внимание обращение законного представителя Г в защиту его прав на образование, несовершеннолетнему не может быть отказано в праве на образование.

Федеральным законодательством детально не регламентирован порядок приема и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Федеральным законом № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Поэтому фактическое наличие в Ангарском муниципальном образовании очередности свидетельствует о недостаточной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждении.     

Обращение с требованием об обеспечении несовершеннолетнего местом в дошкольном учреждении нельзя расценивать как нарушение прав других детей, чьи законные представители обратились в Управление образование администрации Ангарского муниципального образования ранее Г, в связи с чем, возражения ответчика в этой части суд находит несостоятельными.

Также несостоятельны доводы ответчика о том, что с момента постановки на учет Г прошло менее 24 месяцев, поэтому права несовершеннолетнего нельзя считать нарушенными.

Постановлением администрации Ангарского муниципального образования № па от ** утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее Административный регламент). Как следует из п. 2.3.1. Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги управлением образования начинает течь с момента регистрации заявления в управлении образования до зачисления ребенка в образовательное учреждение, но не более 24 месяца.

Вместе с тем, как указано выше, нормативными правовыми актами не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а также не установлен срок, в течение которого ребенок должен быть обеспечен местом в дошкольном учреждении.

С момента постановки на очередь (** г.) и до настоящего времени несовершеннолетнему место в детском учреждении не предоставлено, что свидетельствует о нарушении его прав.

Согласно п.2, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Поскольку право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано Конституцией РФ, а детального регулирования порядка предоставления дошкольного образования в нормах Федерального законодательства не содержится, должны применяться нормы ст. 43 Конституции РФ с учетом ч.1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка.

В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении образования администрации АМО, утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 25.11.2011 г. № 163-27 рД, основными задачами управления образования являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Управление образования является органом администрации Ангарского муниципального образования, на которую, в соответствии со ст. 9 ч.1 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ возложены полномочия, в том числе, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях; учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, по закреплению муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

В соответствии с административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 30.03.2012г. № 568-па, муниципальную услугу по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения дошкольного образования осуществляет Управление образования администрации Ангарского муниципального образования.

Конституционное право несовершеннолетнего Г на доступное дошкольное образование ответчиком нарушено, так как до настоящего времени он не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора города Ангарска в защиту права на образование несовершеннолетнего Г к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту удовлетворить.

    Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования восстановить нарушенное право несовершеннолетнего Г, ** года рождения, на общедоступное дошкольное образование, путем предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено судом ** года.

Судья                                    А.В. Косточкина

2-415/2015 (2-6414/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Ангарска в защиту прав несовершеннолетнего Глушкова Дмитрия Евгеньевича
Ответчики
Управление образования администрации АМО
Другие
Глушкова А.А.
Администрация АМО
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Дело на сайте суда
angarsky.irk.sudrf.ru
10.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2014Передача материалов судье
15.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2015Подготовка дела (собеседование)
13.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
20.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2015Дело оформлено
28.04.2015Дело передано в архив
14.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее