дело №2-2445/2021
25RS0007-01-2021-005163-87
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
с участием представителя истца Абгарян В.А.,
представителя ответчика Семенниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой Л.Л. к администрации Артемовского городского округа об оспаривании решения и признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Дмитриева Л.Л. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации Артемовского городского округа, в обоснование которых указала о решении Исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> «Об индивидуальном строительстве жилых домов в городе Артеме и его поселках» (п.1.6.) об отводе ей для строительства индивидуального жилого дома, земельного участка общей площадью 1 200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, границы которого не установлены и ему присвоен кадастровый номер <номер>.
Летом 1992 года Дмитриева Л.Л. приступила к строительству индивидуального жилого дома, осуществила планировку земельного участка, вывоз (завоз) грунта, заложила фундамент, завезла строительные материалы. В 1993 году истец приостановила строительства дома, поскольку требовалась усадка возведенного фундамента, с 1995 года строительство приостановлено из-за материальных трудностей, однако истец продолжала содержать земельный участок, в частности, осуществляла покос травы 2 раза в год, огородила забором границы участка. В 2005 году фундамент на земельном участке практически разрушился, его часть разобрана третьими лицами. В 2019 году истец вновь решила продолжить строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, однако из уведомления Росреестра по ПК от <дата> истцу стало известно об изъятии указанного земельного участка постановлением главы администрации г.Артема от <дата> <номер> «Об индивидуальном строительстве жилых домов на территории г.Артема и его поселков» (п.1.11).
Ссылаясь на нарушение администрацией Артемовского городского округа процедуры изъятия земельных участков, установленной ст.ст.284 - 286 Гражданского кодекса РФ, Дмитриева Л.Л. просила суд признать незаконным п.1.11 постановления главы администрации г.Артема <номер> от <дата> «Об индивидуальном строительстве жилых домов на территории <адрес> и его поселков» об изъятии у истца земельного участка общей площадью 1 200 кв.м с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> и признать за истцом в соответствии с ч.9 и ч.9.1 ст.3 Федерального закона о 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право собственности на него.
В судебном заседании представитель истца Дмитриевой Л.Л. по ордеру Абгарян В.А. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Артемовского городского округа по доверенности Семеникова Т.В. с исковыми требованиями не согласилась, указала на правомерность изъятие спорного земельного участка виду его длительного не использования Дмитриевой Л.Л., заявила о применении срока исковой давности.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положений ст.ст.70, 73,?75, 80, 81 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года (в редакции, действовавшей с 24.12.1993 до 09.11.2001 года) и Указа Президента РФ №2287 от 24.12.1993 года «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» (эти нормативные акты подлежат применению при разрешении данного спора, так как они действовали в период возникновения спорных правоотношений) все земли в пределах городской черты находятся в ведении городских администраций. Все земли городов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Земли городской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются органами местной администрации в соответствии с ее компетенцией. Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений. Местная администрация вправе изъять земельный участок, издав соответствующий правовой акт.
Статьей 71 Закона РФ №1550-1 от 06.07.1991 года «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период с 22.12.1993 по 20.01.1995 года) установлено, что городская администрация, осуществляя свои полномочия в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы, предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты; регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды; планирует использование земель, находящихся в ведении города; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель.
Таким образом, право собственности на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства до 30.10.2001 года (до введения в действие Земельного кодекса РФ) у граждан возникало только на основании правового акта местной администрации (органа местного самоуправления). Регистрация такого права производилась органами местного самоуправления на основании правового акта о предоставлении земельного участка в собственность. Прекращение права собственности на земельный участок ввиду не использования по целевому назначению осуществлялось на основании принятия правового акта соответствующим органом - местной администрацией, или решения суда.
В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Согласно абз.2 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
За неисполнение указанных обязанностей законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением (ст.284 ГК РФ) и который используется с нарушением земельного законодательства (ст.285 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> «Об индивидуальном строительстве жилых домов в городе Артеме и его поселках» (п.1.6.) Дмитриевой Л.Л. отведен для строительства индивидуального жилого дома земельный участок общей площадью 1 200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН и <дата> ему присвоен кадастровый номер <номер>, вид разрешенного использования установлен – для строительства индивидуальных жилых домов, границы указанного земельного участка до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением главы администрации г.Артема <номер> от <дата> «Об индивидуальном строительстве жилых домов на территории г.Артема и его поселков» (п.1.11) в связи с истечением срока строительства (строительство дома не начато) и у Дмитриевой Л.Л. изъят земельный участок, отведенный ей решением Исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов <номер> от <дата>.
Доводами искового заявления и пояснениями представителя ответчика подтверждается не использование Дмитриевой Л.Л. земельного участка с кадастровым номером <номер> по своему целевому назначению - для строительства индивидуального жилого дома, с момента его предоставления <дата>. Доказательств обратного истцом в нарушение положения ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не предоставлено.
В соответствии со ст.ст.60, 61 Земельного кодекса РФ, ст.ст.11, 12 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Поскольку положениями ст.ст.70, 73, 75, 80, 81 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года (в редакции, действовавшей с 24.12.1993 до 09.11.2001 года) и Указом Президента РФ №2287 от 24.12.1993 года «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», Закона РФ от 6.07.1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период с 22.12.1993 по 20.01.1995 года), установлено, что контроль за использованием земель городских поселений осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, местной администрации предоставлялось право изымать земельные участки ввиду не использования по целевому назначению, Дмитриева Л.Л. не использовала земельный участок с кадастровым номером <номер> с момента его предоставления <дата>, то постановление главы администрации г.Артема <номер> от <дата> «Об индивидуальном строительстве жилых домов на территории г.Артема и его поселков» об изъятии у Дмитриевой Л.Л. земельного участка отведенного решением Исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов <номер> от <дата>, принято в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления действующим на тот период законодательством РФ, и с соблюдением установленной процедуры.
Доводы истца о несоблюдении администрацией Артемовского городского округа процедуры принудительного изъятия у собственника земельного участка, установленной ст.ст.284 – 285 Гражданского кодекса РФ, являются несостоятельными и сделанными с неправильным применением норм материального права.
Так, в силу ст.44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст.284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Порядок изъятия земельного участка регламентирован ст.286 Гражданского кодекса РФ.
Из приведенных норм закона следует о случаях изъятия земельного участка у собственника. Между тем, спорный земельный участок в собственность Дмитриевой Л.Л. не передавался; свидетельство или другой документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности Дмитриевой Л.Л. на спорный земельный участок, ей не выдавался, спорный земельный участок отведен истцу решением Исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> «Об индивидуальном строительстве жилых домов в городе Артеме и его поселках» (п.1.6.) для строительства индивидуального жилого дома, то есть предоставлен в ее временное владение и пользование.
Ссылка истца на положения ч.9 и ч.9.1 ст.3 Федерального закона о 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также является несостоятельной, поскольку, постановлением главы администрации г.Артема <номер> от <дата> «Об индивидуальном строительстве жилых домов на территории г.Артема и его поселков» (п.1.11) отменено решение Исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> (п.1.6), следовательно, с этого времени право владения и пользования Дмитриевой Л.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> прекращено, с <дата> является недействительным и не подлежит переоформлению на право собственности.
Помимо указанного, с учетом разумного срока строительства индивидуального жилого дома, даты принятия администрацией г.Артема постановления <номер> от <дата> об изъятии спорного участка, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса РФ.
Так, в силу ч.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с ч.6 ст.152 Гражданского процессуального кодекса РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Из материалов дела следует, что предоставленный <дата> Дмитриевой Л.Л. для индивидуального жилищного строительства во временное владение и пользование земельный участок изъят по истечении 3-х лет с момента его отвода постановлением от <дата>.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Дмитриева Л.Л. указала, что в декабре 2020 года, то есть по истечении 29 лет с момента отвода спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и 25 лет с момента его изъятия, в отсутствие на данном земельном участке оконченного строительством индивидуального жилого дома, установления его границ в соответствии с земельным законодательством, позволяющим индивидуализировать указанный земельный участок как объект гражданских и земельных отношений, она обратилась в Управление Росрестра по ПК в целях переоформления права собственности на него.
Принимая во внимание, что длительное бездействие истца негативно отражается на состоянии земельного участка, а его не использование более 29 лет по его целевому назначению причиняет вред земле, как природному объекту, приводит к порче земли, а данному случае имеет место факт грубого нарушения правил рационального использования и оборота земли, в отсутствие доказательств отсутствия у истца возможности осуществлять строительство индивидуального жома в трехлетний срок с момента предоставления спорного участка, индивидуализировать указанный земельный участок, перегистрировать свое право на земельный участок, а также узнать о существовании оспариваемого постановления администрации г.Артема от <дата> <номер> в более ранние сроки, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд за защитой нарушенного права истцом пропущен, поскольку получив земельный участок для индивидуального жилищного строительства, истец мог реализовать свое право на указанное строительство, с последующей перегистрацией права владения и пользования на него на право собственности в соответствии с положениями ч.9 и ч.9.1 ст.3 Федерального закона о <дата> №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», однако, более 29 лет с момента отвода спорного участка бездействовал.
При этом суд учитывает, что оспариваемое постановление администрации г.Артема <номер> принято <дата>, что и является началом течения срока исковой давности, тогда как в силу ч.2 ст.196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», началом течения десятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.181 и абз.2 ч.2 ст.200 Гражданского кодекса РФ, является день нарушения права, для целей исчисления этого срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и указанный срок не может быть восстановлен. Такие десятилетние сроки исковой давности носят пресекательный характер (по их истечении срок исковой давности считается пропущенным и восстановлению не подлежит). Десятилетний срок ограничивает, в том числе, и возможности лица предъявить иск с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку на день подачи искового заявления десятилетний срок исковой давности Дмитриевой Л.Л. пропущен, суд признает данное обстоятельство самостоятельным основанием для отказа в иске.
При этом суд отмечает, что положения ст.208 Гражданского кодекса РФ, устанавливающие, что исковая давность не распространяется, в частности на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст.304 ГК РФ), в данном случае не применимы, поскольку ни собственником, ни владельцем спорного земельного участка в настоящее время Дмитриева Л.Л. не является.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Дмитриевой Л.Л. к администрации Артемовского городского округа об оспаривании решения и признании права собственности на земельный участок, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Артемовский городской суд.
Мотивированное решение составлено 07.12.2021 года.
Судья: А.Н. Харченко