Гергебильский районный суд РД судья ФИО2
№ дела первой инстанции 9а-62/21
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от <дата>, по делу №а-4026/21, г. Махачкала
Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев административный материал по частной жалобе представителя административного истца Инспекции ФНС России по <адрес> г. Махачкалы ФИО3 на определение Гергебильского районного суда Республики Дагестан от <дата> о возврате административного искового заявления,
установил:
Инспекция ФНС России по <адрес> г. Махачкалы обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 229079 рублей за 2016-2018 годы и пеня в размере 4572 рубля 51 копейка за 2016-2018 годы, всего на общую сумму 233651 рубль 51 копейка.
Определением Гергебильского районного суда Республики Дагестан от <дата> административное исковое заявление возвращено заявителю в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории административного спора.
Не согласившись с определением Гергебильского районного суда Республики Дагестан от <дата>, административным истцом на предмет его отмены подана частная жалоба, приводя доводы о его незаконности.
Возражения на частную жалобу не поданы.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 315 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Так, возвращая заявителю административный иск, судья, сославшись на положения ч. 1 ст. 129 КАС РФ указал, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Судья апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции необоснованными в части основания возврата по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как органа контроля в сфере налогообложения) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункт 1).
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Между тем, из представленных материалов усматривается иное основание возвращения административного искового заявления – это необходимость возвращения административного искового заявления на основании пункта 8 части 1 статьи 129 КАС РФ в связи с несоблюдением порядка обращения с административным исковым заявлением в суд, а именно: в нарушение требований части 2 статьи 287 названного Кодекса к административному исковому заявлению не приложена копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями названного Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.
В административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса (пункт 6 части 1 статьи 287 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 названного Кодекса.
Из административного иска усматривается, что инспекция с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций не обращалась, сведения об отмене судебного приказа по указанным требованиям отсутствуют. Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы инспекцией не соблюден порядок обращения с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, что является основанием для возвращения административного искового заявления.
Таким образом, возвращая административное исковое заявление суд первой инстанции должен был сослаться на положения пункта 8 части 1 статьи 129 КАС РФ, в связи с не представлением сведений о разрешении вопроса о взыскании налоговой задолженности в порядке приказного производства.
Непредставление сведений о разрешении вопроса о взыскании налоговой задолженности в порядке приказного производства относится к несоблюдению порядка обращения с административным исковым заявлением в суд, а не соблюдением досудебного порядка урегулирования административных споров, установленного федеральным законом для данной категории административных дел (п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
Из правового анализа вышеизложенных законоположений следует, что судебное взыскание обязательных платежей и санкций может осуществляться налоговым органом, пропустившим сроки на внесудебное взыскание (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации). В этих случаях налоговый орган должен указать на это обстоятельство в заявлении о выдаче судебного приказа.
Таким образом, следует внести изменение в описательно-мотивировочную часть обжалуемого определения суда от <дата>, указав основанием возвращения административного искового заявления пункт 8 части 1 статьи 129 КАС РФ - в связи с несоблюдением порядка обращения с административным исковым заявлением в суд, а именно: в нарушение требований части 2 статьи 287 названного Кодекса к административному исковому заявлению не приложена копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций (вместо пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ).
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судья судебной коллегии
определил:
определение Гергебильского районного суда Республики Дагестан от <дата> изменить, указав в описательно-мотивировочной части определения суда вместо основания возвращения административного искового заявления, указанного судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 129 КАС РФ иное основание возвращения административного искового заявления, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 129 КАС РФ - в связи с несоблюдением порядка обращения с административным исковым заявлением в суд.
В остальной части определение Гергебильского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца Инспекции ФНС России по <адрес> г. Махачкалы ФИО3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Гергебильский районный суд.
Судья