Решение по делу № 8Г-3599/2022 [88-5465/2022] от 08.02.2022

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-5465/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

        15 марта 2022 г.                                                               город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пияковой Н.А.,

судей Трух Е.В., Тураевой Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гайского городского округа Оренбургской области на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 16 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 ноября 2021 г. по гражданскому делу № 2-492/2021 по иску Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница» г. Гая, администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства о пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Пияковой Н.А., возражения прокурора отдела управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Городская больница» г. Гая о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в обосновании которого указал, что при проведении проверки выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности в помещениях ГБУЗ «Городская больница» г. Гая (Больничный комплекс № 2) и в зданиях фельдшерско-акушерских пунктов (далее по тексту ФАП), врачебной амбулатории, расположенных в населенных пунктах Гайского городского округа.

Судом к участию в деле с согласия истца в качестве соответчиков привлечены администрация Гайского городского округа Оренбургской области, Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство здравоохранения Оренбургской области.

Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 16 августа 2021 г. исковые требования Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства о пожарной безопасности удовлетворены частично и постановлено:

Обязать ГБУЗ «Городская больница» г. Гая в срок до 1 июня 2022 г. устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

В Больничном комплексе № 2 (Оренбургская область, Гайский городской округ, <адрес>) в помещении поликлиники провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий хоз. блока (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); провести проверку работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).

В помещении прачечной: заменить материалы, примененные для отделки пола в коридоре с характеристикой пожарной опасности не более чем В2, РП2, Д3, Т2; произвести окраску стен коридора красками на негорючей основе; провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); провести проверку работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).

В помещении морга: провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); провести проверку работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре).

В стоматологической поликлинике: оборудовать противопожарную дверь с нормируемым пределом огнестойкости в дверном проеме противопожарной преграды, отделяющей электрощитовую; оборудовать противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости в дверных проемах противопожарных преград, отделяющих лифтовые шахты; оборудовать в коридоре подвального этажа здания вытяжную вентиляцию для удаления дыма; оборудовать второй эвакуационный выход с подвального этажа здания; выполнить косоуры лестничного марша металлоконструкциями с пределом огнестойкости не менее R 60; обеспечить высоту эвакуационных выходов из кабинетов в подвальном этаже здания не менее 1,9 м.; в лестничной клетке смонтировать декоративный короб, материалом с пожарной опасностью не более чем Г2, РП2, Д2, Т2; оборудовать запотолочное пространство в коридорах подвального, 1, 2, 3 этажей автоматической установкой пожарной сигнализации; провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией; провести проверку работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре); привести в исправное состояние светильники эвакуационного освещения в коридорах и на лестничных клетках.

В здании ФАП <адрес>В: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>, пом. 3: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены; указать направление движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В здании ФАП <адрес>, пом. № 1: оборудовать помещения для хранения лекарств, раздевалки, коридора, процедурного и санитарного кабинетов; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП д. Узембаево, <адрес>, пом. 2: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП д. Старохалилово, <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременную замену; указать направление движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В здании ФАП д. Ишкинино, <адрес>, пом. 1: оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В помещении амбулатории <адрес>А: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; установить противопожарный люк с нормируемым пределом огнестойкости в проеме выхода на кровлю.

В здании ФАП <адрес>, п. 2: указать направление движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара.

В здании ФАП <адрес>, пом. 2: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать двери эвакуационных выходов запорами, позволяющими их свободному открыванию изнутри без ключа.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница» г. Гая, администрацию Гайского городского округа Оренбургской области в срок до 1 июня 2022 г., в пределах своей компетенции, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>: обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены; оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара.

В здании ФАП <адрес> оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес> оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; указать направление движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В здании ФАП <адрес>: обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены; оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; указать направление движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В здании ФАП <адрес>: обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены; оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; указать направление движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В здании ФАП <адрес>: обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены.

В здании ФАП <адрес>: оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременную замену.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, администрации Гайского городского округа Оренбургской области отказано.

В удовлетворении заявленных требований Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности исполнить требования о пожарной безопасности отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 ноября 2021 г. решение суда первой инстанции              от 16 августа 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация Гайского городского округа Оренбургской области просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Информация о месте и времени судебного заседания по кассационной жалобе администрации Гайского городского округа Оренбургской области своевременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.

В судебном заседании прокурор Гуляева Е.С. возражала против доводов кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Выслушав истца, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Судами установлено и усматривается из материалов дела, что Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ГБУЗ «Городская больница» г. Гая противопожарного законодательства.

В ходе проверочных мероприятий был выявлен ряд существенных нарушений правил пожарной безопасности, а именно: в больничном комплексе № 2 (в помещении поликлиники, в помещении прачечной, в помещении морга, в помещении стоматологической поликлиники), а также в зданиях ФАП п. Калиновка, с. Колпакское, с. Новоактюбинск,          с. Уральское, с. Вишневое, с. Камейкино, с. Писаревка, с. Новониколаевка, с. Новокиевка,           с. Гайнулино, д. Старохалилово, п. Лылово, д. Узембаево, п. Репино, п. Саверовка,                                    д. Ишкинино, с. Новочеркасское, с. Хмелевка, с. Казачья Губерля, с. Белошапка, с. Банное и в помещении амбулатории п. Ириклинский.

На основании постановления Правительства Оренбургской области от 18 мая 2020 г. № 416-пп и акта приема передачи недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, в государственную собственность Оренбургской области от 25 июня 2020 г., приняты объекты: здание центральной районной больницы Больничный комплекс , здания ФАП п. Калиновка, с. Камейкино, с. Писаревка, с. Новокиевка, д. Старохалилово, п. Лылово,                         д. Узембаево, пос. Репино, п. Северовка, д. Ишкинино, с. Белошапка, с. Банное, а также помещение амбулатории п. Ириклинский приняты в государственную собственность и закреплены на праве оперативного управления за ГБУЗ «Городская больница» г. Гая.

Согласно выпискам из реестра муниципального имущества МО Гайский городской округ Оренбургской области от 17 мая 2021г. здания ФАП в с. Пласковское, с. Колпакское, с. Новоактюбинск, с. Уральское, с. Вишневое, с. Новониколаевка, с. Гайнулино,                     с. Новочеркасское, с. Хмелевка, с. Казачья Губерля находятся в муниципальной собственности.

Согласно договору безвозмездного временного пользования от 1 октября                      2014 г., заключенного между администрацией Гайского района Оренбургской области и ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, вышеназванные объекты, пригодные для оказания медицинской помощи населению Гайского района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и для включения в структуру ГБУЗ «Гайская районная больница» в качестве фельдшерских-акушерских пунктов и амбулаторий, переданы в безвозмездное временное пользование ГБУЗ «Городская больница» г. Гая.

В разделе № 3 данного договора указано, что администрация обязуется осуществлять капитальный ремонт помещений в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В свою очередь, ГБУЗ «Городская больница» г. Гая обязуется бережно относиться к полученному в пользование имуществу, поддерживать его в исправном состоянии.

Из Устава ГБУЗ «Городская больница» г. Гая усматривается, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации полномочий Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Оренбургской области осуществляет Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Российской Федерации.

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законом порядке.

Учреждение приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной целью деятельности Учреждения является реализация полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан, по оказанию населению Оренбургской области первичной медико-санитарной помощи, скорой, а том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

24 декабря 2020 г. в адрес ГБУЗ «Городская больница» г. Гая было внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которые до настоящего времени в полном объеме не устранены.

Полагая, что текущее состояние вышеназванных объектов не соответствует требованиям действующего законодательства о пожарной безопасности, создает условия для возможного причинения вреда жизни, здоровью пациентов, а также работников и посетителей указанных зданий, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.            № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации            от 16 сентября 2020 г. № 1479, Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статьями 296, 298, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив наличие нарушений требований противопожарной безопасности, с учетом частичного устранения выявленных нарушений, удовлетворил уточненные исковые требования прокурора в части, возложив обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на администрацию Гайского городского округа и ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, установив разумный срок для исполнения решения суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.

Возлагая обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на администрацию Гайского городского округа и ГБУЗ «Городская больница» г. Гая суды обоснованно исходили из того, что городская больница является учреждением, созданным для обеспечения реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан, часть имущества (помещения городской поликлиники, задания фельдшерских-акушерских пунктов и амбулаторий) Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, а часть передано в безвозмездное пользование, администрация городского округа является собственником части указанного имущества, соответственно ответчики обязаны в силу вышеуказанных норм действующего законодательства соблюдать требования противопожарной безопасности и своевременно устранять их нарушения.

Оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части судебных постановлений. Необходимости в дополнительной оценке и повторном их изложении в кассационном определении судебная коллегия не усматривает.

Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о необоснованном возложении на администрацию Гайского городского округа Оренбургской области обязанности об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно, что администрация является ненадлежащим ответчиком, повторяют позицию ответчика по делу, доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными судами фактическими обстоятельствами, выводами судов и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.

При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.

С учетом изложенного, оспариваемые заявителем судебные постановления отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гайского городского суда Оренбургской области от 16 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 ноября 2021 г. оставить без изменения? кассационную жалобу администрации Гайского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий         подпись                                                   Н.А. Пиякова

Судьи                                        подпись                                                    Е.В. Трух

                                                            подпись                                                  Т.Е. Тураева

8Г-3599/2022 [88-5465/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гайская межрайонная прокуратура
Ответчики
администрация Гайского городского округа Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
ГБУЗ Городская больница г.Гая
Министерство здравоохранения Оренбургской области
МКУ Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа
Другие
ОНД и ПР по Гайскому городскому округу и Новоорскому району
Правительство Оренбургской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее