Дело № 2а-388/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2017 года пос. Ильинское-Хованское
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе: председательствующего судьи Кольчугиной С.В.,
с участием представителя административного истца – пом. прокурора Кулиева Р.Р.,
при секретаре Потаповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ильинского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области
о признании незаконным бездействия Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области и возложении обязанности организовать проведение диспансеризации муниципального служащего,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ильинского района Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении административным ответчиком законодательства о муниципальной службе в части прохождения диспансеризации муниципальными служащими администрации Ильинского муниципального района Ивановской области и возложении обязанности в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение диспансеризации муниципального служащего ФИО2.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в части прохождения диспансеризации муниципальными служащими администрации Ильинского муниципального района Ивановской области, в ходе которой были выявлены нарушения п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», поскольку диспансеризация муниципальных служащих администрации Ильинского муниципального района Ивановской области, в том числе, ФИО2, в 2016 году не проводилась.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Ильинского муниципального района Ивановской области ФИО5 просила рассмотреть дело в свое отсутствие, с административными исковыми требованиями согласна.
Заинтересованное лицо ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменное заявление, в котором указала, что в принятии решения полагается на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 года, суд признает, что по настоящему административному делу прокурор Ильинского района выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона и в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, когда оспариваемое бездействие нарушает права свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Судом установлено, что прокуратурой Ильинского района Ивановской области при проверке соблюдения требований законодательства о муниципальной службе было установлено, что администрацией Ильинского муниципального района Ивановской области в нарушение требований федерального закона не осуществляется диспансеризация муниципальных служащих. Диспансеризация муниципального служащего ФИО2 в 2016 году не проводилась, что не оспаривается административным ответчиком, а также заинтересованным лицом ФИО2, подтверждается материалами проверки прокуратуры Ильинского района, информацией главы Ильинского муниципального района Ивановской области с предоставлением списка лиц, подлежащих диспансеризации.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
В соответствии с ч. 7 ст. 46 указанного закона порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 и 6 ст. 46 указанного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей, и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством являются обязательными.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в том числе уполномоченным принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также форму заключения медицинского учреждения, утвердило Порядок (пункт 1, подпункт 5.2.100.63 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321).
В настоящее время аналогичные полномочия предоставлены Министерству здравоохранения Российской Федерации Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 608 (пункт 1, подпункт 5.2.66).
В соответствии с п. 3 «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по определенным специальностям.
В силу п. 4 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п. 5,6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Судом установлено, что административным ответчиком в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года № 984 н, диспансеризация муниципальных служащих администрации Ильинского муниципального района, включая ФИО2, в 2016 году не проводилась, график прохождения диспансеризации администрацией не утверждался, договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением не заключался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся.
Оценивая доводы административного истца о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором подано настоящее административное исковое заявление с соблюдением сроков обращения, суд проверил полномочия органа местного самоуправления, установив несоответствие его действий исследованным судом положениям федерального законодательства, определяющего ответственность административного ответчика за нарушение требований закона.
Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, в соответствии с федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ является основанием для расторжения договора о прохождении службы, поскольку специфика муниципальной службы в Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с ее прохождением. Диспансеризация является как обязанностью муниципальных служащих, так и установленной Федеральным законом № 25-ФЗ гарантией.
Финансирование муниципальной службы в силу ст. 34 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25–ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов. Нанимателем для муниципального служащего согласно ч. 2 ст. 2 этого же закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя.
Отсутствие необходимых средств в бюджете или иные доводы административного ответчика, препятствующие осуществлению диспансеризации муниципальных служащих, не могут являться основанием для нарушения требований закона.
Установленные судом обстоятельства дают основания для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным, и необходимости совершения органом действий, направленных на устранение нарушений Федерального закона № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н, и прохождении диспансеризации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При решении вопроса об удовлетворении требований прокурора Ильинского района Ивановской области, суд признает, что они направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, граждан, проживающих на территории муниципального района в области соблюдения законодательства о муниципальной службе и считает необходимым обязать административного ответчика – администрацию Ильинского муниципального района Ивановской области провести диспансеризацию муниципального служащего ФИО2
Руководствуясь ст.46, 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области в части непринятия мер по обеспечению прохождения диспансеризации муниципальными служащими администрации Ильинского муниципального района Ивановской области.
Обязать Администрацию Ильинского муниципального района Ивановской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение диспансеризации муниципального служащего ФИО2 в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Тейковский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2017 г.
Председательствующий Кольчугина С.В.