Судья Колосова Н.Е. Дело № 33-7913/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 08 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2016 года, по которому:
признано незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2654 от 31.08.2016 об отказе Поповой О.М. в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона № 30-РЗ.
Возложена обязанность на администрацию МО ГО «Сыктывкар» поставить Попову О.М. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья, с составом семьи 3 человека (П.О.., П.А.., П.Б..), по категории «лица, утратившие жилые помещения в результате пожаров или чрезвычайных ситуаций, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства и проживающие в населенных пунктах, расположенных на территории, на которой произошел пожар или сложилась чрезвычайная ситуация, являющиеся на дату произошедшего пожара или на дату объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, утраченных в результате пожара или чрезвычайной ситуации и не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истицы Попова И.И., судебная коллегия,
установила:
Попова О.М. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановления № 8/2654 от 31.08.2016 об отказе в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона № 30-РЗ незаконным, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с составом семьи 3 человека.
Ответчик с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия в силу ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Поповой О.М. по доверенности Попова И.И. относительно доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 N 30-РЗ.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 1 указанного Закона право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют, в том числе лица, утратившие жилые помещения в результате пожаров или чрезвычайных ситуаций, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства и проживающие в населенных пунктах, расположенных на территории, на которой произошел пожар или сложилась чрезвычайная ситуация, являющиеся на дату произошедшего пожара или на дату объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, утраченных в результате пожара или чрезвычайной ситуации и не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания;
Судом установлено и следует из материалов дела, что Попова О.М. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м., с составом семьи 6 человек, в том числе: П.А. (дочь), У.Т. (родственница), У.З. (родственник), У.М. (родственница), У.М. (родственница).
Актом межведомственной комиссии от 30.05.2005г. дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, признан непригодным для проживания, аварийным, в связи с произошедшим пожаром 23.05.2005г.
Попова О.М. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 1990 года в общей очереди и очереди одиноких матерей с 31.05.1993г., с составом семьи: П.А. (дочь), П.Б. (брат).
В настоящее время Попова О.М. с составом семьи 3 человека (Попова А.Ю., Попов Б.М.) проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, по договору найма жилого помещения маневренного жилого фонда, заключенному 16.06.2016г. с администрацией МО ГО «Сыктывкар».
03 августа 2016 года Попова О.М. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом и пакетом документов для рассмотрения вопроса о принятии её на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «лица, утратившие жилые помещения в результате пожаров или чрезвычайных ситуаций, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства и проживающие в населенных пунктах, расположенных на территории, на которой произошел пожар или сложилась чрезвычайная ситуация, являющиеся на дату произошедшего пожара или на дату объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, утраченных в результате пожара или чрезвычайной ситуации и не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания», с составом семьи 3 человека: Попова О.М., П.А. (дочь), П.Б. (брат).
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.08.2016 № 8/2654 Поповой О.М. было отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона, в соответствии с п.2 ч.13 ст.2 Закона (представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья), а также в соответствии с пп.2 и 7 п.2.10.2 Административного регламента (представленные документы, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством (заявитель уже состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий).
В обоснование отказа администрацией МО ГО «Сыктывкар» указано, что Поповой О.М. не представлено документов, подтверждающих, что Попова О.М. и У.Т. не являются членами одной семьи, а брат Поповой О.М. – П.Б. не может являться членом её семьи в рамках Закона № 30-РЗ, поскольку не имеет регистрации по месту жительства не территории города Сыктывкара.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке ее семьи на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. При этом суд исходил из того обстоятельства, что Попова О.М. и У.Т. членами одной семьи не являются, совместно не проживают, общего хозяйства не ведут, а регистрация брата истицы П.Б. в другом районе правового значения не имеет, поскольку в силу Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения» сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничения прав и свобод на свободный выбор места жительства.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, находит его правильным.
Материалами дела достоверно подтверждается, что брат истицы П.Б. является членом ее семьи, они проживают совместно. Так, из материалов дела следует, что П.Б. с 1990 года состоит в администрации МО ГО «Сыктывкар» в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи Поповой О.М., включен в договор найма жилого помещения маневренного фонда № 15 от 16.06.2016г. в качестве члена семьи Поповой О.М.
Согласно свидетельству о регистрации П.Б. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен> на период с 24 июня 2016 года по 16 июня 2017 года.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, регистрация по месту жительства является административным актом, который может не соответствовать фактическому проживанию и составу семьи, следовательно, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина.
Также суд обоснованно отклонил довод ответчика о не предоставлении Поповой О.М. документов, подтверждающих, что истец и У.Т.. не являются членами одной семьи.
Установлено, что У.Т. самостоятельно состоит на учете в рамках Закона № 30-РЗ, с составом семьи 6 человек (муж и четверо детей). В настоящее время со своей семьей проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, по договору найма жилого помещения маневренного жилого фонда, заключенному 12.06.2015г. с администрацией МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании У.Т. пояснила, что Попова О.М. приходится ей тетей, они проживают в разных жилых помещениях, совместного хозяйства не ведут с 2007 года.
Обращаясь в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, Попова О.М. не указывала семью У. в составе лиц, претендующих на получение социальной выплаты, а просила предоставить социальную выплату на свой состав семьи, состоящий из трех человек.
При указанных обстоятельствах, законных оснований для отказа истцу в принятии на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом № 30-РЗ, у администрации МО ГО «Сыктывкар» не имелось.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку и были обоснованно отклонены судом.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: