Решение от 30.10.2023 по делу № 33-9159/2023 от 22.09.2023

Судья Золотухина Г.А.             Судья-докладчик Амосов С.С. по делу № 33-9159/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2023 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Ананиковой И.А. и Солодковой У.С.,

при секретаре Мутиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3064/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-002940-94) по иску прокурора Кировского района города Иркутска в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов Филипповой Полины Петровны к администрации города Иркутска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке

по апелляционной жалобе администрации г. Иркутска

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2023 г. по данному делу.

Заслушав доклад судьи Амосова С.С., объяснения представителя процессуального истца, прокурора Кирчановой Е.А. о согласии с решением, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

прокурор Кировского района г. Иркутска Семчишин М.И. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту интересов Филипповой П.П. с исковым заявлением (л.д. 3-6) к администрации г. Иркутска, в котором просил возложить обязанность на администрацию г. Иркутска предоставить Филипповой П.П. во внеочередном порядке жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, находящимся в черте города Иркутска по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Филипповой П.П., являющейся инвалидом с детства, которой с Дата изъята установлена (данные изъяты) бессрочно, по вопросу нарушения её права, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на обеспечение жилым помещением.

В ходе проверки выявлены нарушения жилищных прав Филипповой П.П., которая в силу состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно защитить свои права и интересы.

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят "О принятии Филипповой П.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья из двух человек: Филиппова П.П., Дата изъята г.р. (мать), ФИО4 (дочь).

В соответствии с протоколом врачебной комиссии от Дата изъята , Филиппова П.П. состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ ИГП Номер изъят с диагнозом, который подходит под действие пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

С 01.01.2018 указанное постановление утратило юридическую силу, в настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", под действие которого диагноз Филипповой П.П. также подпадает.

Согласно приказу начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят            Филиппова П.П. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Право истца на предоставление жилого помещения в настоящее время не реализовано.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2023 г. (л.д. 119-129) исковые требования прокурора г. Иркутска удовлетворены.

На администрацию г. Иркутска возложена обязанность предоставить Филипповой П.П. жилое помещение благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 кв.м.

В апелляционной жалобе (л.д. 132-133) представитель администрации г. Иркутска по доверенности Шкварина М.А. просит решение суда отменить. Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным.

Как указывает заявитель апелляционной жалобы, меры социальной защиты инвалидов, в том числе и обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрены Федеральным законом                     от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Однако действующим законодательством не предусмотрен порядок предоставления жилых помещений инвалидам, из муниципального или государственного жилищного фонда, вставшим на учет до 1 января 2005 г.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 октября 2015 г. № 309-ЭС15-9501, обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон не предусматривает предоставление органами местного самоуправления жилых помещений отдельным категориям граждан.

Исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Возложение на администрацию города Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, влечет причинение убытков бюджету города Иркутска.

Финансирование расходов по обеспечению жильем граждан указанной категории является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, и осуществляется из федерального бюджета.

В настоящее время на территории Иркутской области не принят областной закон о наделении органов местного самоуправления Иркутской области полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Администрация г. Иркутска не несет обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в порядке пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и является ненадлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, суд не учел, что будет нарушен принцип соблюдения порядка очередности принятых на учет граждан-внеочередников при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, который является важной гарантией реализации конституционного права граждан на жилище, соответственно будут нарушены права граждан, находящихся в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий перед истцом.

Относительно апелляционной жалобы поступили возражения (л.д.148-150) в письменной форме от прокурора Квасовой Е.Г., возражения (л.д. 157-158) от представителя министерства финансов Иркутской области по доверенности Петрова Н.В.

Истец Филиппова П.П., представитель ответчика администрации г. Иркутска, представитель третьего лица, министерства финансов Иркутской области надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. От представителей ответчика и третьего лица поступили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений абзаца третьего пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16                 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия оставила без изменения решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2023 г. по данному делу.

Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят Филиппова П.П. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 14, 47-48).

В соответствии с протоколом врачебной комиссии от Дата изъята (л.д. 16, 60), Филиппова П.П. состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ ИГП Номер изъят с диагнозом "(данные изъяты)", который подходит под действие пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

С Дата изъята указанное постановление утратило юридическую силу,                       в настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", под действие которого диагноз Филипповой П.П. также подпадает.

Согласно представленной в материалы дела по запросу суда первой инстанции информации областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская городская поликлиника Номер изъят" от Дата изъята , заболевание Филипповой П.П., Дата изъята года рождения, имеет диагноз Номер изъят, что подпадает под действие приказа Минздрава России от 29 ноября 2012 г.                 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Из справки ООО "(данные изъяты)", регистрационный отдел г. Иркутск Номер изъят, установлено, что Филиппова П.П. зарегистрирована по адресу: <адрес изъят>. Кроме нее в указанном помещении зарегистрированы еще 4 человека (л.д. 59).

Из уведомления ЕГРН от Дата изъята Номер изъят установлено, что Филиппова П.П. не имеет в собственности объектов недвижимости (л.д. 39).

Проживание Филипповой П.П. совместно с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 37,2 кв.м., в отсутствие прав истца на иные объекты недвижимости, свидетельствует о том, что право истца на внеочередное предоставление жилого помещения, как лица, относящегося к установленной категории, не реализовано.

Таким образом, истец Филиппова П.П. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, с Дата изъята

Однако до настоящего времени Филипповой П.П. не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, предоставляемом в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В силу нормативных положений статей 10, 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 г., Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ                     "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (статья 2 Федерального закона                     от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ      "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" установлено, что с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом                4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Как установлено частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г.       N 859 указанное постановление Правительства Российской Федерации № 378                   от 16 июня 2006 г. признано утратившим силу с 1 января 2018 г.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации                     от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данный приказ вступил в силу с 1 января 2018 г.

Согласно статье 1 решения Думы г. Иркутска от 5 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 (ред. 10.11.2014) "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15,0 кв.м. общей площади на одного человека.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции применил нормы жилищного законодательства о порядке и условиях предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан во внеочередном порядке, а также нормы законодательства о социальной защите инвалидов.

Исследовав и оценив собранные доказательства на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив обстоятельства дела, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что все условия, при которых истцу Филипповой П.П. должно быть предоставлено жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке, у нее имеются.

Поскольку истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, обязанность по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения подлежит возложению на ответчика, администрацию г. Иркутска.

Судебная коллегия согласилась с выводами Кировского районного суда г. Иркутска, поскольку эти выводы основаны на законе и материалах дела, являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы отклонены судебной коллегией исходя из следующего.

Факт наличия у истца Филипповой П.П. заболевания, дающего ей право на внеочередное получение жилой площади, подтвержден материалами дела, судом установлен.

С учетом изложенных положений законодательства, а также представленных медицинских документов, Филиппова П.П. относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.

Истец имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Согласно пунктам 1, 4, 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, ведение муниципального жилищного фонда и определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищный условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть третья статьи 17 названного Федерального закона).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г.                     N 1563-0-0).

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Иркутской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма".

Таким образом, в силу действующего законодательства на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам.

Суд первой инстанции правильно указал, что действующим жилищным законодательством, специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Не может являться основанием для отказа в иске отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования г. Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятел░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 2010 ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2010 ░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 57 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ 31.08.2016 (░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ 01.01.2005).

░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 2005 ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,        ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░", ░░░░░░ 11 "░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ N 2 (2018)" (░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 04.07.2018), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ 01.01.2005, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░                                             ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░                ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░:

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░                 2023 ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░            ░.░. ░░░░░░
░░░░░            ░.░. ░░░░░░░░░                       ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                             31 ░░░░░░░ 2023 ░.

33-9159/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района города Иркутска
Филиппова Полина Петровна
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Министерство Финансов Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
22.09.2023Передача дела судье
30.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Передано в экспедицию
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее