Дело №2а-103/19 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Балахна 30 января 2019 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А.,
при секретаре Страховой К.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Нижегородской области к Майорову С.Г. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Майорову С.Г. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
В обоснование предъявленных требований Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области указала, что на учете в инспекции состоит Майоров С.Г., который был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. За время осуществления предпринимательской деятельности ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по уплате страховых взносов, предусмотренную положениями Федерального закона от <дата> №№-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем, у него образовалась задолженность по страховым взносам:
на обязательное медицинское страхование в бюджет федерального фонда ОМС за периоды до <дата> в сумме <данные изъяты> руб.,
на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты>., на общую сумму <данные изъяты> руб.
Согласно ст.16 вышеуказанного Федерального закона страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.2ст.4 Федерального закона от <дата> №№-ФЗ (ред. от <дата>) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с <дата> администраторами страховых взносов являются налоговые органы.
В адрес административного ответчика было направлено требование № от <дата> об уплате налога, сбора, пеней, штрафа на сумму недоимки <данные изъяты> руб., об уплате задолженности, в т.ч. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет федерального фонда ОМС, и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ. До настоящего времени за административным ответчиком числится неоплаченная задолженность в сумме <данные изъяты> руб.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу настоящего административного искового заявления, мотивируя тем, что срок был пропущен в связи с внесением с <дата> изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от <дата> №№-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и несвоевременной передачей Пенсионным фондом РФ в налоговый орган документов, необходимых для принудительного взыскания недоимки и пени по страховым взносам, и взыскать с Майорова С.Г. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет федерального фонда ОМС за периоды до <дата> в сумме <данные изъяты> руб., и недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части пенсии в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.
Административный ответчик Майоров С.Г., извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, в суд также не явился, отзыв на административное исковое заявление не представил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не обращался, сведения о причинах неявки отсутствуют.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.ст. 60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области удовлетворению не подлежит.
При этом, суд исходит из следующего.
Согласно ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из положений п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> №№-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» следует, что индивидуальные предприниматели являются страхователями и застрахованными лицами.
На основании п. п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от <дата> № №-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
До <дата> в момент осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от <дата> № №-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от <дата> № №-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» также было определено, что индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, при возникновении у физического лица статуса индивидуального предпринимателя у него одновременно возникает обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 2 ст. 48 НКРФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты> рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты> рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила <данные изъяты> рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что административный ответчик Майоров С.Г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, нес обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленные законом сроки административному ответчику были начислены пени в соответствии со ст. 25 Федерального закона от <дата> № №-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
На основании ст. 22 Федерального закона от <дата> № №-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», гл.34 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней № от <дата> со сроком исполнения до <дата>. Требование административным ответчиком исполнено не было.
До настоящего времени за административным ответчиком числится неоплаченная задолженность в сумме <данные изъяты>.
В силу действовавших до <дата> норм ч.5.5.ст.19,ч.2ст.21 Федерального закона от <дата> №№-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящими статьями.
Поскольку сумма страховых взносов и пени, подлежащих взысканию с административного ответчика превышает <данные изъяты> руб., последнее требование подлежало исполнению в срок до <дата>, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании истек <дата>.
Административное исковое заявление подано в суд <дата>.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания обязательных платежей является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Вместе с административным иском административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
Заявление о восстановлении процессуального срока подачи административного искового заявления административный истец обосновывает тем, что полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы с <дата>, процессуальный срок был пропущен в связи с осуществлением мероприятий по передаче из Пенсионного фонда РФ в налоговый орган информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, имеющих задолженность, образовавшуюся на <дата>, и большим объемом передаваемых документов.
Между тем, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, поскольку доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что налоговому органу было известно об имеющейся у Майорова С.Г. задолженности по страховым взносам и пеням, поскольку административный истец сам направлял административному ответчику требование об уплате страховых взносов и пеней по состоянию на <дата>, то есть уже после передачи налоговому органу полномочий по администрированию страховых взносов. Однако меры к принудительному взысканию задолженности с ответчика налоговым органом своевременно предприняты не были.
У налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными.
Таким образом, на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание с Майорова С.Г. недоимки по страховым взносам и пеней в связи с пропуском установленного шестимесячного срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено.
На основании изложенного, административный иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по Нижегородской области к Майорову С.Г. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за <дата> и пени удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока подачи административного искового заявления.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований административного истца отказано в полном объеме, то с административного ответчика не подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Нижегородской области к Майорову С.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет федерального фонда ОМС за периоды до <дата> в сумме <данные изъяты>., и недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части пенсии в сумме <данные изъяты>., а всего <данные изъяты> предъявленным по требованию № от <дата> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балахнинский городской суд.
Судья (подпись) В.А. Плеханов
<данные изъяты>
Подлинник решения находится в гражданском деле №2а-103/19 в Балахнинском городском суде Нижегородской области.
<данные изъяты>.
Судья В.А. Плеханов
Секретарь К.А. Страхова