Решение по делу № 33а-2181/2019 от 28.02.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-2181

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Коноплевой И.А.

судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.

с участием прокурора Дорошенко Л.В.

при секретаре Павловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 22 марта 2019 года представление Хабаровского транспортного прокурора М.А. Демидовой на определение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 декабря 2018 года о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Евроазия групп» об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в интересах Российской Федерации с административным исковым заявлением к ООО «Евроазия групп» о возложении обязанности исчисления и уплаты утилизационного сбора по декларации на товары для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая ввезен товар - трактор бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma 210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя изготовлен 05/2012, серийный заводской , объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), максимальная конструктивная скорость 39,7 км/час, производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом .

Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 декабря 2018 года производство по делу по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора прекращено.

В представлении Хабаровский транспортный прокурор М.А. Демидова просит об отмене судебного постановления. Указывает, что дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций в силу п.3 ч.3 ст. 1 КАС РФ подлежат рассмотрению и разращению в порядке КАС РФ. Порядок производства по делам данной категории регламентируется главой 32 КАС РФ. В связи с чем, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке предусмотренном КАС РФ. Просит определение отменить, дело направить в суд на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, выслушав объяснения прокурора Дорошенко Л.В., доводы представления поддержавшей, представителя Хабаровской таможни Коплик А.Р., с доводами представления согласившегося, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом, в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Прекращая производство по административному делу на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что спор не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и должен рассматриваться и разрешаться в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку требования предъявлены к организации, имеющей статус юридического лица о взыскании обязательных платежей – утилизационного сбора на ввезенный товар – трактор для сельскохозяйственных работ, то есть в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.

В разъяснениях, данных в абзаце 7 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», указано, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частей 1 – 3 статьи 27, статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к их ведению.Подведомственность арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу пункта 4 части 1 которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда является одновременное наличие таких оснований как особый субъектный состав участников спора, а также экономический характер спора. Споры с участием индивидуальных предпринимателей подлежат рассмотрению в арбитражном суде лишь в том случае, когда они связаны с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно абзацу второму пункта 3 вышеуказанной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства (пункт 6 Правил).

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, право прокурора на обращение в суд с требованием о защите прав государства, предусмотрено как специальным законом, так и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку финансовые средства, направляемые в Федеральное казначейство, являются собственностью Российской Федерации, взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства по инициативе прокурора допустимы.

Положениями части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен круг дел, инициатором которых может выступать прокурор в арбитражном процессе, данный перечень является исчерпывающим.

Приведенный перечень не предусматривает возможность обращения прокурора в интересах Российской Федерации с иском о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора.

При таких обстоятельствах у судьи не имелось оснований для прекращения производства по делу по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора, поскольку спор возник не из экономической деятельности юридического лица в связи с предпринимательской деятельностью, а направлен на устранение нарушений таможенного законодательства и возмещение ущерба государству, причиненного его нарушением.

С учетом изложенного, определение судьи о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене, с направлением в Кировский районный суд г.Хабаровска для его рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 27 декабря 2018 года – отменить, представление Хабаровского транспортного прокурора М.А. Демидовой – удовлетворить.

Дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Коноплева

Судьи О.Ю. Позднякова

     О.В. Герасимова

33а-2181/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Хабаровский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "ЕВРОАЗИЯ ГРУПП"
Другие
Хабаровская таможня
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Герасимова Оксана Витальевна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
01.03.2019Передача дела судье
22.03.2019Судебное заседание
26.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее