Решение по делу № 2-696/2018 от 05.06.2018

Дело № 2-696/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

29 августа 2018 года г. Красный Сулин,

Ростовской области

Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Мищенко Е.В.,

при секретаре Аликиной А.В.,

с участием помощника Красносулинского городского прокурора Говорковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора в интересах РФ к Зайцеву В.В. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, третьи лица: ГУ УПРФ по <адрес> и <адрес>, МБУЗ "ЦГБ" <адрес>, филиал Бюро МСЭ <адрес>,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в Красносулинский районный суд в интересах Российской Федерации с иском к Зайцеву В.В., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности, взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат по тем основаниям, что Красносулинской городской прокуратурой в связи с поступившим обращением УПФР <адрес> и <адрес> проведена проверка законности установления <данные изъяты> Зайцеву В.В. Согласно выписке из акта освидетельствования серии , выданной Бюро - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 03 марта 2017 года Зайцеву В.В. установлена <данные изъяты> без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. В ходе проверки установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда и социальной защиты РФ протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы на Зайцева В.В. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют. В базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы Зайцеву В.В. отсутствует. Согласно представленным Управлением Пенсионного фонда <адрес> и <адрес> сведениями Зайцев В.В. за период с 03 марта 2017 года по 30 сентября 2017 получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 64210,41 рублей. Истец полагает, что Зайцев В.В. не проходил медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности. Просит суд признать незаконным установление 24 марта 2017 Бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Зайцеву В.В., <данные изъяты> бессрочно и взыскать с Зайцева В.В. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> незаконно полученные за период с 03 марта 2017 года по 30 сентября 2017 года пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных выплат в общей сумме 64210,41 рублей.

Протокольным определением от 09 июля к участию в деле в качестве третьего лица привлечен филиал Бюро МСЭ <адрес>.

В уточненном исковом заявлении, не изменяя основания иска, прокурор просит суд признать недействительной с момента выдачи справки Бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии от 24 марта 2017 года, выписки из акта медицинского освидетельствования серии 24 марта 2017 года об установлении Зайцеву В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> Взыскать с Зайцева В.В. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> незаконно полученные за период с 27 февраля 2017 года по 30 сентября 2017 года пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных выплат в общей сумме 64210,41 рублей.

В судебном заседании помощник Красносулинского городского прокурора Говоркова Л.А. заявленные прокурором уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО" Министерства труда и социальной защиты РФ по доверенности ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования признал и пояснил, что факт прохождения Зайцевым В.В. медицинского освидетельствования не подтвержден: отсутствуют документы, направление на МСЭ, акт и протокол проведения МСЭ. За переосвидетельствованием ответчик не обращался. Кроме того <данные изъяты> судом 23 июля 2018 года вынесен приговор в отношении бывшего руководителя филиала Бюро МСЭ, который вступил в законную силу, по 55 эпизодам получения взятки и 57 эпизодам служебного подлога, по фактам выдачи Бюро справок МСЭ об установлении 2 группы инвалидности, впервые, бессрочно, по общему заболеванию. Просил уточненные заявленные требования удовлетворить.

Ответчик Зайцев В.В. и представитель третьего лица филиала Бюро МСЭ <адрес> в судебное заседание не явились, почтовую корреспонденцию не получают, судебная извещения вернулись в суд с пометкой почтового отделения «истек срок хранения». Согласно сведений сайта Почта России судебная корреспонденция с 24 августа 2018 года ожидает адресата в месте вручения. При наличии сообщения почтового отделения связи о неявке адресата за корреспонденцией по извещению, следует признать, что неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела. Суд выполнил процессуальную обязанность, предусмотренную ч. 1 ст. 113 ГПК РФ по вызову лица, участвующего в деле, при этом ответчик и третье лицо не обеспечили получение судебного извещения, в почтовом отделении связи. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации корреспонденции является риском самого гражданина или юридического лица. Кроме того, участвующие по делу лица извещены публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения заявления на интернет-сайте Красносулинского районного суда <адрес>. Учитывая, что ответчик и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика и представителя третьего лица, в соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ, поскольку они не проявили ту степень заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась в целях своевременного получения направляемых им судом извещений.

Представитель третьего лица ГУ УПРФ по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО6 заявленные уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что Зайцев В.В. обратился к ним с заявлением, предоставив справку, и ему была назначена пенсия по инвалидности. За период с 03 марта 2017 года по 30 сентября 2017 года ему было выплачено 64210,41 рублей, из которых 54578,98 рублей – пенсия по инвалидности и 9631,43 – ежемесячные денежные выплаты. После того, как к ним поступило сообщение из Следственного комитета со списком граждан, прошедших МСЭ на законных основаниях, в котором фамилия Зайцева В.В. не значилась, ему были прекращены выплаты пенсии по инвалидности и ЕДВ. Просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель третьего лица – МБУЗ «ЦГБ» <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.

В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н.

Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).

В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.

Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 03 марта 2017 года Зайцеву В.В. установлена впервые <данные изъяты> бессрочно, по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии л.д.24-25).

Как следует из сообщения ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России от 25 мая 2018 года , МБУЗ <данные изъяты>» <адрес> и <адрес> направление на медико-социальную экспертизу Зайцеву В.В. не выдавала, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ нет данных о его освидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, в связи с чем представить акты и протоколы проведения медико-социальной экспертизы Зайцева В.В. не представляется возможным (л.д.30).

Согласно сообщения МБУЗ «ЦГБ» <адрес> от 27 августа 2018 года , Зайцев В.В. в службу медико-социальной экспертизы не направлялся (л.д.78).

Материалами дела также подтверждается, что в производстве Следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> находились уголовные дела, возбужденные в отношении должностных лиц ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>». В ходе расследования проверялась законность выдачи справок об установлении инвалидности руководителем Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» - ФИО7 Следствием было установлено, что за период с 01 января 2017 года по 03 мая 2017 года Бюро выдано 3140 справок об установлении инвалидности, при этом фактически медико-социальную экспертизу за указанный период прошли 601 человек. В материалах дела имеется список граждан, прошедших МСЭ в БЮРО ФКУ ГБ МСЭ по РО за период с 01 января по 03 мая 2017 года, в котором фамилия Зайцева В.В. не значится (л.д.54-64).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Зайцевым В.В. нарушены, следовательно требования прокурора о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Зайцеву В.В. второй группы инвалидности – подлежат удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

Субъектами такой ответственности законодатель определил лиц, предоставляющих недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

В силу положений п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, "пенсии", пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В судебном заседании установлено, что Зайцев В.В. обратился в Отдел ПФР <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности, предоставив справку серии , выданную Бюро ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» об установлении ему впервые 03 марта 2017 года <данные изъяты> по общему заболеванию, бессрочно, на основании которой ему была назначена и выплачивалась страховая пенсия по инвалидности и ЕДВ.

За период с 03 марта 2017 года по 30 сентября 2017 года Зайцеву была выплачена пенсия по инвалидности и ЕДВ в размере 64210,41 рублей. С 01 октября 2017 года выплаты пенсии по инвалидности и ЕДВ Зайцеву В.В. были приостановлены, а затем прекращены в связи с утратой права (л.д.13-15,16-17,18,19-22,23,24-25,26,27-28,29).

Конституционный суд РФ в постановлении N 10-П от 26 февраля 2018 года указал, что положения статей 1102 и 1109 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ, в случае если представленная им справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы признана недействительной вследствие лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом, что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

Однако, оснований для применения положений Постановления Конституционного суда РФ N 10-П от 26 февраля 2018 года в отношении Зайцева В.В. не имеется исходя из следующих обстоятельств.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, направление на МСЭ Зайцев В.В. не получал, медико-экспертные документы в службе МСЭ отсутствуют, справка серии об установлении <данные изъяты> бессрочно, получена им без проведения медико-социальной экспертизы и оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности, что нельзя расценить как формальные (процедурные) нарушения.

Медицинские документы ответчика и индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которые могли бы подтвердить наличие у него заболевания, являющегося основанием для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, отсутствие направления на медико-социальную экспертизу или отказа в таком направлении, а также документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ) подтверждают выводы о незаконном получении Зайцевым В.В. справки МСЭ, без проведения освидетельствования.

В связи с чем, у Зайцева В.В. отсутствуют условия, указанные Конституционным судом РФ как обязательные, которые не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ.

После приостановления, а затем и прекращения выплат пенсии по инвалидности, Зайцев В.В. повторное медицинское освидетельствование не проходил, доказательств наличия у него заболевания, свидетельствующих о необходимости и обоснованности установления ему инвалидности, суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании с Зайцева В.В. в пользу ГУ УПФР в <адрес> и <адрес> незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,209 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красносулинского городского прокурора удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РО" серии от 03 марта 2017 года и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 1619248 от 03 марта 2017 года об установлении Зайцеву ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.

Взыскать с Зайцева В.В. в пользу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> незаконно полученные за период с 03 марта 2017 года по 30 сентября 2017 года пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат в общей сумме 64210 (шестьдесят четыре тысячи двести десять) рублей 41 копейку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2018 года.

Судья Е.В. Мищенко

2-696/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Красносулинский городской прокурор в интересах РФ
Ответчики
Зайцев Вадим Валерьевич
ФКУ "Главное бюро медико- социальной экспертизы по РО " Министерства труда и социальной защиты РФ
Другие
ГУ УПРФ по г. Красный Сулин и Красносулинскому району Ростовской области
ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы, филиал №30
МБУЗ "ЦГБ" г.Гуково
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Дело на странице суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
29.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Подготовка дела (собеседование)
29.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2020Дело оформлено
29.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее