Дело №а-1505/22 УИД 76RS0022-01-2022-001664-91 м.р. 27.07.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Вороновой А.Н.,
при секретаре Одинцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к КУМИ мэрии <адрес> о признании приказа незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к КУМИ мэрии <адрес> о признании незаконным приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес> в <адрес>», указала, что истребуемый земельный участок необходим ей для обслуживания дома и как придомовая территория, фактически спорный земельный участок длительное время огорожен забором.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель по ордеру ФИО3 требования поддержали, дали пояснения в пределах заявленного.
Представитель ответчика КУМИ мэрии <адрес> по доверенности ФИО4 в письменном отзыве возражал против удовлетворения требований.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка площадью 540 кв.м с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>.
ФИО1 обратилась в КУМИ мэрии <адрес> с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, просила утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем присоединения земельного участка площадью 445 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку площадью 540 кв.м с кадастровым номером №.
Приказом председателя КУМИ мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес>, на основании п.п.9,11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что
- образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ - нарушены предусмотренные пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам.
Согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы зон с особыми условиями использования территорий) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201, образуемый путем перераспределения земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне складов и гаражей. В соответствии с режимом территории санитарно-защитной зоны, установленным пунктом 5.1 главы V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Согласно п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п.3 ст.11.7 ЗК РФ).
В соответствии с п.2,3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно п.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).
ФИО1 полагает, что сформировать самостоятельный земельный участок из спорного не представляется возможным, поскольку рядом с участком находится ЛЭП, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В подтверждение своих доводов ФИО1 представлено заключение кадастрового инженера ФИО5, в соответствии с которым образование земельного участка путем перераспределения земель возможно, при этом образуемый земельный участок становится больше и более пригодным для использования в соответствии с видом разрешенного использования, площадь участка не превышает предельного максимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки <адрес>.
Как видно из представленных документов, испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в границах <адрес> в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж4. Согласно положениям Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных Решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для территориальной зоны Ж4 возможно образование из испрашиваемого земельного участка самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.
Согласно п.2 ст.9 Правил к каждой территориальной зоне установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Доводы административного истца об отсутствии возможности образования из испрашиваемого земельного участка самостоятельного участка несостоятельны, поскольку в зоне Ж4 допускается не только размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 445 кв.м, что больше минимального значения площади земельных участков, предоставляемых в <адрес>, для размещения объектов капитального строительства - 0,2 га, также из схемы расположения земельного участка следует, что доступ к нему имеется.
Доводы ФИО1 о том, что территория, на которой, по мнению административного ответчика, возможно формирование самостоятельного земельного участка установлена охранная зона инженерных коммуникаций, не свидетельствуют о незаконности приказа КУМИ мэрии <адрес>. Из представленного административным истцом плана территории следует, что формирование земельного участка возможно вне охранной зоны инженерных коммуникаций.
Доводы административного истца о том, что сведения о санитарно-защитной зоне складов и гаражей отсутствуют в ЕГРН, также не могут служить основанием для удовлетворения требований.
Фактическое использование ФИО1 спорного земельного участка не является безусловным основанием для заключения соглашения о перераспределении данного участка в ее пользу, в силу положений п.1 ст.39.28, п.9 ст.39.29 ЗК РФ не предоставляет административному истцу преимущества в оформлении прав на данный участок путем перераспределения участков. Целью перераспределения земельных участков является устранение недостатков в землепользовании, а не увеличение площади земельного участка, находящегося в пользовании административного истца.
При указанных обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для отказа в перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к КУМИ мэрии <адрес> о признании приказа незаконным отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья А.Н. Воронова