Дело № 2-728/2020
55RS0026-01-2019-003326-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Григорец Т.К., при секретаре Курине А.В., помощнике Куренковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 04 февраля 2020 года гражданское дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Омск» к ФИО1 о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром межрегионгаз Омск» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы, указав, что является поставщиком природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан на территории Омской области. 06.11.2009 между ФИО1 и ООО «Газпром межрегионгаз Омск» заключен договор поставки газа № 06023245.
27.01.2019 была произведена проверка газового оборудования, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которой выявлено несанкционированное вмешательство в счетный механизм газового счетчика путем заклинивания механизма иглой, о чем оставлен соответствующий акт. В указанной связи ООО «Газпром межрегионгаз Омск» произвел доначисление размера платы за газоснабжение ответчику.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований 03.02.2020(л.д.110) просит взыскать с ответчика ущерб вследствие вмешательства в работу прибора учета газа за период с 12.12.2018 по 26.01.2019 в сумме 62 745 рублей 55 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2082 рубля, расходы по направлению почтовых отправлений на сумму 56 рублей.
Представитель истца ООО «Газпром межрегионгаз Омск» -ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержала. Пояснила, что в результате проведенной АО «Омскоблгаз» проверки было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа путем помещения иглы в счетчик, что тормозило его работу и не позволяло определить реальный объем потребления газа ответчиком, о чем на месте был составлен акт. Пояснила, что применению в данном случае подлежит Постановление Правительства № 354, поскольку только в нем урегулирован вопрос о несанкционированном вмешательстве в приборы учета. Факт вмешательства в прибор учета установлен.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных требований,
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что бывший супруг ФИО5- ФИО5 повредил счетчик газа, сделал отверстие в стекле и вставил иглу в счетный механизм, поэтому он и должен возмещать причиненный ущерб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 почувствовала запах газа, вызвала газовую службу. В акте о несанкционированном вмешательстве в прибор учета отсутствует подпись ФИО8, что свидетельствует о том, что акт на месте в момент осмотра не составлялся, что является нарушением действующего законодательства. При этом подписание объяснительной ФИО1 не отрицала. Кроме того, полагала, что расчет необходимо производить с 12.12.2018 года, с момента предыдущей проверки. Кроме того, считала, что в данном случае подлежат применению Правила поставки газа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, согласно которым в случае возникновения неисправности прибора учета газа абонент обязан уведомить поставщика об этом в день обнаружения неисправности, что и было сделано ФИО1 Неисправный прибор учета был снят и 30.01.2018 поставлен новый. Полагала, что доначисления согласно Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 должны быть произведены с 27.01.2019 по 30.01.2019 год в соответствии с абзацем 1 п. 28 постановления № 549.
Третьи лица ФИО5, АО «Омскоблгаз» в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" утверждены "Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее Правила № 549).
Согласно п. 5 Правил поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
Судом установлено, что 06.11.2009 г. между ЗАО «Омскрегионгаз» (ныне-ООО «Газпром межрегионгаз Омск») и ФИО1 заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 06023245 по адресу: <адрес> (л.д.10-13).
В соответствии с п. 2.1 договора поставщик газа обязуется подавать природный газ Абоненту в необходимых количествах до границы раздела собственности на газораспределительную сеть, а Абонент обязан принимать и оплачивать полученный газ.
В силу п. 4.4 договора плата за газ вносится непосредственно на расчетный счет поставщика газа.
На основании п. п.5.3 п.п.б договора Абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждениях пломбы(пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения газового счетчика к газопроводу, повреждении пломбы(пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществляющей поверку, а также о возникшей неисправности газового счетчика.
Как следует из приложения № 2 к указанному договору поставки газа в жилом помещении установлен прибор учета СГК- G4 № 584504 (л.д.13).
Нормами статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 № 354(Правила № 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества следует также из общих положений гражданского и жилищного законодательства (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними от 02.12.2019 следует, что в период с 17.02.2015 по 29.08.2019 год ФИО1 являлась единоличным собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.40-41).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подана заявка в АО «Омскоблгаз» № 282.
Из материалов дела следует, что АО «Омскоблгаз» в присутствии абонента ФИО1 произведен осмотр газового оборудования –счетчика газа СГК- G4 № 584504, установленного по адресу: р. Дружино, ул. Новая, д. 7, в результате которого было установлено несанкционированное вмешательство в счетный механизм газового счетчика(л.д.117).
По результатам проверки был составлен акт от 27.01.2019 года (л.д.18).
В силу пункта 60 Правил № 549 акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
В судебном заседании представитель ответчика указывала на то, что в акте о несанкционированном вмешательстве в прибор учета отсутствует подпись ФИО1, что свидетельствует о том, что акт на месте в момент осмотра не составлялся, что является нарушением действующего законодательства.
Однако в материалах дела имеется объяснительная ФИО1 от 27.01.2019 года, из которой следует, что 27.01.2019 года она заметила, что в счетный механизм счетчика газа СГК- G4 № 584504 воткнута игла, предположительно мужем- ФИО5 для того, чтобы не оплачивать за пользование газом (л.д.23, 118).
Факт подписание ФИО1 объяснительной ее представителем в судебном заседании не отрицалось.
Представитель ответчика не отрицала тот факт, что в стекле счетчика имелось отверстие, в которое была вставлена игла.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в стекле счетчика имелось отверстие, в которое была вставлена игла.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании полагала, что ответственность за несанкционированное вмешательство должен нести ФИО5, который и должен являться ответчиком по заявленным требованиям.
Вместе с тем, как указывалось ранее собственником жилого помещения являлась ФИО1, на которую как на собственника в соответствии со ст. 210 ГК РФ, п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 № 354, лежит обязанность обеспечивать надлежащую работу приборов учета потребляемых ресурсов, их техническую исправность и защиту от несанкционированного вмешательства, в связи с чем, именно на ней лежит и обязанность по оплате задолженности, выявленной в результате осмотра принадлежащего ей прибора учета газа.
Как выше указывалось в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» Правительство РФ Постановлением от 21.07.2008 года № 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Представитель ответчика полагала, что доначисление коммунальной услуги должно происходить в соответствии с абзацем 1 п. 28 Правил № 549.
В соответствии с п. 28 Правил № 549, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Постановлением от 06.05.2011 года № 354 Правительство РФ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пп. «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, Правила, утвержденные указанным Постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549.
В п. 3 Постановления № 354 указано, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из Письма Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2012 г. N 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставкигаза для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в не урегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 81(11) Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Представитель ответчика полагала, что перерасчет должен производится по нормативу с учетом абзаца 1 п. 28 Правил № 549, т.к. ФИО1 сообщила в АО «Омскоблгаз» о повреждении счетчика и воткнутой в него игле.
Однако абзац 1 п. 28 Правил № 549 содержит положения согласно которым, перерасчет осуществляется по нормативу, если абонент сообщил о нарушении целостности любой из пломб или о возникновении неисправности прибора учета.
В рассматриваемом случае абонент сообщил о том, что стекле счетчика имелось отверстие, в которое была вставлена игла, что говорит о нарушении целостности прибора учета, наличие отверстия не предусмотренного заводом изготовителем, что указывает на несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, а не на возникновение неисправности прибора учета.
Правилами поставки газа от 21.07.2008 года № 549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, а потому в данном случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 года № 354.
С учетом изложенного, доводы стороны ответчика о том, что к возникшим правоотношениям подлежат применению Правила поставки газа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 не состоятельны и подлежат отклонению.
Факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа СГК- G4 № 584504, установленного в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 установлен в судебном заседании, подтверждается объяснительными ФИО1, пояснениями представителя ответчика, представленными в материалы дела фотоснимками(л.д.126).
Из представленной ответчиком абонентской книжки следует, что 11.12.2018 года проводилась проверка газового счетчика СГК- G4 № 584504, а 27.01.2019 года он был демонтирован и 30.01.20.19 установлен новый-СГК- G4 № 489017.
Истцом произведен расчет по нормативу с применением повышающего коэффициента 10, согласно которому взысканию подлежит сумма за период с 12.12.2018 по 26.01.2019 в размере 62 745,55 руб.
При произведении расчетов истцом использовался норматив на приготовления пищи без водонагревателя 19,49 руб. за 1 м. куб., норматив по отоплению- 10,13 руб. за 1 м. куб.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что газоснабжение использовалось в жилом помещении по адресу: <адрес> для приготовления пищи, отопления помещения.
Указанное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось стороной ответчика и подтверждается приложением № 2 к договору поставки газа, в котором виду потребления газа указаны как: приготовление пищи, отопление (л.д.13).
Приказом РЭК Омской области от 15.08.2012 № 134/38 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению, согласно которым норматив потребления для приготовления пищи в жилых домах при газоснабжении природным газом составляет 13,06 руб. куб. м., норматив потребления для отопления жилых помещений в жилых домах при газоснабжении природным газом для газовых отопительных котлов и аппаратов различных типов- 10,13 куб. м.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судом произведен расчет, согласно которому с ФИО1 подлежит взысканию перерасчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 12.12.2018 г. по 26.01.2019 года в сумме 62 258 рублей 50 копеек:
С 12.12.2018 по 31.12.2019.
Приготовление пищи- 13,06 руб. (норматив)x5,05=65,95:31 (дн.)=2,13x20 дн.=42,55 руб.
Отопление- 10,13 руб. (норматив)x5,05x80=4092,52 (в мес.):31=132,x20=2640,33 руб.
С 01.01.2019 по 26.01.2019.
Приготовление пищи- 13,06 руб. (норматив)x5,13=66,99:31 (дн.)=2,16x26дн.=56,16 руб.
Отопление- 10,13 руб. (норматив)x5,13x80=4157,35 (в мес.):31=134,11x26=3486,81 руб., а всего 62 258, 50 руб. (42,55 руб+2640,33 руб.+56,16 руб.+3486,81 руб.)х10).
Кроме того, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы (уплаченную государственную пошлину) пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 2 068 рублей.
Истец просил взыскать сумму расходов за почтовое отправление в размере 56 рублей. В материалы дела представлена квитанция о направлении копии иска ответчику(л.д.6), однако сведений о стоимости отправления данная квитанция не содержит. Доказательств несения истцом расходов данном размере, истцом не представлено. В удовлетворении требований о взыскании расходов на пересылку следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Омск» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Омск» перерасчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 12.12.2018 г. по 26.01.2019 года в сумме 62 258 рублей 50 копеек, расходы по госпошлине в сумме 2 068 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании расходов за почтовое отправление отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.К. Григорец
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2020 года
Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0026-01-2019-003326-26Подлинный документ подшит в материалах дела 2-728/2020хранящегося в Кировском районном суде г. ОмскаСудья __________________________Григорец Т.К. подписьСекретарь_______________________ подпись |