Судья Васильев Д.В.
№ 33-571/2024
10RS0007-01-2023-000271-38
2-185/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2024 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Касянчук Е.С., Балицкой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Республики Карелия на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 07 июня 2023 года по иску прокурора Лоухского района Республики Карелия, действующего в интересах В.А.С., к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании выплаты.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ В.А.С. работает в ГБУЗ РК «Лоухская центральная районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ») в должности фельдшера врачебной амбулатории в (.....) РК. При приеме на работу В.А.С. разъяснен порядок получения единовременной выплаты в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами» на 2020-2022 г.г. 09.11.2022 В.А.С. оформлены документы для получения указанной выплаты, которые переданы в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» и направлены в Министерство здравоохранения РК. Вместе с тем указанная выплата не произведена. Прокурор просил взыскать с ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» и Министерства здравоохранения РК солидарно в пользу В.А.С. единовременную компенсационную выплату в размере 574713 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор в устной форме изменил требования, просил признать за В.А.С. право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 574713 руб., обязать ответчиков произвести действия, направленные на производство В.А.С. указанной единовременной компенсационной выплаты в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РК от 22.10.2021 № 1798.
Решением суда за В.А.С. признано право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной п. 2 раздела «Мероприятия ВЦП» приказа Министерства здравоохранения РК от 28.02.2020 № 238 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами» на 2020-2022 годы; на ответчиков возложена обязанность осуществить в пользу В.А.С. действия, направленные на осуществление указанной единовременной компенсационной выплаты в сумме 574713 руб.
Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ производство по делу в части требования о взыскании с ответчиков в пользу В.А.С. единовременной компенсационной выплаты в размере 574713 руб. прекращено в связи с отказом В.А.С. от данного требования.
С решением суда не согласно Министерство здравоохранения РК, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что В.А.С. обращалась с заявлением о получении единовременной компенсационной выплаты на основании постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Согласно положениям данной программы единовременная компенсационная выплата по должности, занимаемой В.А.С., не производится. Разрешая спор, суд не учел, что единовременная компенсационная выплата и выплата по ведомственной целевой программе являются разными выплатами, их суммы и порядок предоставления также различны. В.А.С. не обращалась к ответчикам по вопросу получения выплаты по ведомственной целевой программе, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РК от 28.02.2020 № 238. Указанную выплату производит медицинское учреждение, Министерство здравоохранения РК предоставляет средства в форме субсидий. Средства бюджета Республики Карелия на данную выплату в 2022 году имелись.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор П.И.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения РК – без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от ХХ.ХХ.ХХ отменено определение Лоухского районного суда РК от ХХ.ХХ.ХХ о прекращении производства по делу в части требования истца о взыскании с ответчиков в пользу В.А.С. единовременной компенсационной выплаты в размере 574713 руб.
В соответствии с определением от ХХ.ХХ.ХХ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов РК.
В суде апелляционной инстанции прокурор просил взыскать с ответчиков в пользу В.А.С. выплату в сумме 574713 руб. Иных требований не заявлено.
Устные требования помощника прокурора (.....) о признании за В.А.С. права на выплату и возложении на ответчиков обязанности произвести определенные действия, которые он заявил в судебном заседании суда первой инстанции ХХ.ХХ.ХХ (В.А.С. и ответчики в судебное заседание не явились), не были оформлены в соответствии со ст. ст. 39, 131-132 ГПК РФ, к производству суда в порядке ст. 133 ГПК РФ не принимались, рассмотрению не подлежат. Прокурор в суде апелляционной инстанции указал, что данные требования в установленном законом порядке заявлены не были и не заявляются при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор И.А.Н., истица В.А.С. требование о взыскании 574713 руб. поддержали, дополнили основания иска, указав, что при установленных обстоятельствах дела данная сумма подлежит взысканию с ответчиков в качестве убытков.
Представитель Министерства здравоохранения РК Ш.К.А. с иском не согласилась, доводы жалобы поддержала, указав о том, что Министерство здравоохранения РК не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» З.А.Ф. в суде апелляционной инстанции с иском не согласился, право истицы на получение в 2022 году указанной выплаты в рамках ведомственной целевой программы не оспаривал, указав о том, что денежных средств на данную выплату в учреждении не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с ХХ.ХХ.ХХ В.А.С. работает в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в должности фельдшера врачебной амбулатории в (.....) РК. Трудовой договор с истицей заключен на неопределенный срок, она принята на работу на полный рабочий день, работа по указанной должности для нее является основной (том 1 л.д. 38-40). Истица имеет среднее профессиональное образование, в 2017 г. окончила обучение в ГПОУ «Сыктывкарский медицинский колледж им. М.И.П.», присвоена квалификация фельдшера, прошла переподготовку. С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ В.А.С. проживала и работала в (.....) (том 1 л.д. 24 - 34).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам и утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на указанные единовременные компенсационные выплаты (приложение № 5). Согласно п. 5 данных Правил одним из условий предоставления субсидии является наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта РФ порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Постановлением Правительства РК от 23.11.2021 № 531-П утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году, которым установлено, что единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам, прибывшим в сельские населенные пункты и заключившим трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения РК на условиях полного рабочего дня по должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный Министерством здравоохранения РК. Согласно п. 2 указанного Порядка единовременные компенсационные выплаты предоставляются Министерством здравоохранения РК однократно после заключения медицинским работником с учреждением договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по утвержденной форме (приложение № 1 к Порядку).
Приказом Министерства здравоохранения РК от 28.01.2022 № 141 утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (далее по тексту - ЕКВ) на 2022 год. Перечень предусматривает наименование государственного бюджетного учреждения с указанием конкретной должности. Должность, на которую принята истица В.А.С., в указанном перечне не поименована. Стороны в суде подтвердили, что у В.А.С. отсутствует право на получение ЕКВ в 2022 году.
Приказом Министерства здравоохранения РК от 28.02.2020 № 238 утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами» на 2020-2022 годы (далее по тексту - ВЦП). Целью программы является обеспечение укомплектованности государственных учреждений здравоохранения РК медицинскими кадрами в соответствии с потребностью.
Данная целевая программа предусматривает единовременную выплату в сумме 574713 руб. (в том числе 74713 руб. НДФЛ) медицинским работникам, в том числе фельдшерам, прибывшим (переехавшим) в текущем году для работы в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения РК, расположенных в муниципальных районах республики, заключившим трудовой договор о работе в ФАП, отделениях СМП или врачебных амбулаториях не менее трех лет по должности в соответствии с трудовым договором, на условиях полного рабочего дня и продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса РФ. Выплата предоставляется указанным специалистам прибывшим (переехавшим) в малые населенные пункты из крупных населенных пунктов. Плановый показатель реализации программы по указанной выплате на 2020 - 2022 г.г. составляет 15 человек, из них 1 человек в 2022 г.
В соответствии с п. п. 13 - 17 Порядка исполнения отдельных мероприятий ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами» на 2020-2022 г.г., утвержденного приказом Министерства здравоохранения РК от 22.10.2021 № 1798, указанная выплата предоставляется государственным бюджетным учреждением здравоохранения РК однократно после заключения медицинским работником с учреждением договора о предоставлении выплаты по установленной форме (приложение к настоящему Порядку). В целях заключения договора медицинский работник представляет в учреждение заявление. Учреждение в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления принимает решение о предоставлении медицинскому работнику выплаты на основании следующих копий документов, предоставляемых медицинским работником: паспорта гражданина РФ либо иного документа, удостоверяющего личность; документа об образовании медицинского работника; сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста; трудового договора, заключенного между медицинским работником и учреждением; трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, предоставляемых работнику работодателем, оформленных в установленном законодательством РФ порядке. Учреждение в течение 14 календарных дней с даты принятия решения о предоставлении медицинскому работнику выплаты заключает с медицинским работником договор и в течение 30 календарных дней с даты заключения договора перечисляет выплату медицинскому работнику на счет, указанный в договоре.
Из изложенного следует, что порядок выплаты ЕКВ и выплаты по ВЦП различен, обязательства медицинского учреждения и формы договоров о выплатах отличаются. Для получения выплаты по ВЦП В.А.С. должна была обратиться с соответствующим заявлением в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ», которое принимает решение о выплате и в установленный срок перечисляет ее на счет истицы.
Материалами дела подтверждается, что В.А.С. в августе и в ноябре 2022 г. обращалась за получением ЕКВ, в том числе в Министерство здравоохранения РК. В письме от 08.09.2022 Министерство здравоохранения РК дало разъяснения о том, что выплата ЕКВ не может быть произведена В.А.С., так как занимаемая ею должность не включена в программный реестр должностей, по которым производятся данные выплаты в 2022 году (том 1 л.д. 50, 58, 59).
В материалы дела также представлено несколько заявлений В.А.С. от 09.11.2022 на предоставление ЕКВ с приложением договора, подписанного истицей и ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» (том 1 л.д. 157-162).
Каких-либо документов, подтверждающих обращение истицы за выплатой по ВЦП, в материалы дела стороны спора не представили.
Истица в суде пояснила, что в ноябре 2022 г. оформляла заявление не только на получение ЕКВ, но и на получение выплаты по ВЦП, договор на предоставление выплаты по ВЦП не заключала.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в суде подтвердил, что заявление на выплату по ВЦП В.А.С. оформляла, предоставляла необходимые для выплаты документы, которые для согласования были направлены в Министерство здравоохранения РК. Ответа по данной выплате не поступало, договор о предоставлении выплаты в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РК от 22.10.2021 № 1798 с В.А.С. не заключался.
Из показаний свидетеля Ш.Е.А. (до 15.11.2022 работала начальником отдела кадров ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ») следует, что она принимала от истицы заявление и документы на ЕКВ, затем документы были переоформлены на выплату по ВЦП. Заключался ли договор на выплату по ВЦП, свидетель не помнит. Оформленные документы направлялись для согласования в Министерство здравоохранения РК, вопросы по выплатам решались с Г.Л.Г. (том 2 л.д. 41 - 42).
Свидетель Г.Л.Г. (специалист Министерства здравоохранения РК) пояснила, что курировала вопросы по выплатам медицинским работникам в рамках целевых программ. Комиссией Министерства здравоохранения РК принимается решение только по выплате ЕКВ, по выплатам в рамках ВЦП документы не рассматриваются, решение принимается медицинским учреждением самостоятельно. В марте 2022 г. до ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» доведена информация об отказе относительно участия В.А.С. в программе для выплаты ЕКВ. В ноябре 2022 г. ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» направляло по В.А.С. пакет документов в электронной форме, который не мог быть рассмотрен, так как решение по ВЦП Министерством здравоохранения РК не принимается, по выплате ЕКВ уже ранее был дан отказ. Письменного ответа не направлялось, полагает, что в устной форме по направленным документам ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» были даны разъяснения (том 2 л.д. 143).
Представитель Министерства здравоохранения РК в суде также пояснила, что в ноябре 2022 г. от ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в электронной форме поступил пакет документов с наименованием «фельдшер В.А.С. по ВЦП», в котором по факту имелись документы на выплату по ЕКВ, включая заявление, договор на выплату, данные документы в дело представлены (том 2 л.д. 134 - 138).
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что В.А.С. в 2022 г. имела право на получение единовременной выплата по ВЦП в размере 574713 руб. Истица обращалась с заявлением в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» за получением указанной выплаты, предоставляла документы, необходимые для принятия положительного решения.
В нарушение п. п. 13 - 17 Порядка исполнения отдельных мероприятий ведомственной целевой программы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РК от 22.10.2021 № 1798, ответчик ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» не зарегистрировал заявление истицы и не принял в течение 5 рабочих дней по нему решение, не заключил договор на предоставление указанной выплаты. Перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении медицинскому работнику выплаты и заключении договора является исчерпывающим, указан в п. 16 Порядка. Данных оснований по делу не установлено.
Ответчик ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» признает право истицы на получение выплаты по ВЦП в 2022 году. При этом полагает, что средства на ведомственную программу направляются Министерством здравоохранения РК непосредственно участникам программы, минуя учреждение, которое лишь занимается сбором документов, направляя их в Министерство здравоохранения РК (том 2 л.д. 111).
Данная позиция ответчика несостоятельна, противоречит Порядку исполнения отдельных мероприятий ведомственной целевой программы, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РК от 22.10.2021 № 1798. В частности, из указанного Порядка следует, что решение по выплате принимается медицинским учреждением самостоятельно, какого-либо согласования с Министерством здравоохранения РК не предусмотрено. Именно учреждение заключает с медицинским работником договор на представление выплаты и перечисляет ему денежные средства на счет.
Следует отметить, что в 2022 г. ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» направило в Министерство здравоохранения РК ряд заявок (форма утверждена приказом Министерства здравоохранения РК от 25.01.2022 № 113) по предоставлению субсидии в рамках указанной целевой программы на иные мероприятия (оплата обучения, стипендия, возмещение коммунальных расходов). Заявка по предоставлению субсидии на единовременную выплату для В.А.С. не направлялась.
Из документов представленных Министерством здравоохранения РК и Министерством финансов РК следует, что по состоянию на 01.11.2022 для реализации указанной программы (ВЦП) имелись средства в сумме 1853604,31 руб., на конец 2022 г. образовался неиспользованный остаток средств. То есть при обращении ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» за субсидией на единовременную выплату для В.А.С. денежные средства Министерство здравоохранения РК имело возможность предоставить медицинскому учреждению. Представитель Министерства здравоохранения РК в суде также отметил, что препятствий в направлении денежных средств для выплаты В.А.С. в рамках ВЦП не имелось, но заявка от ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» на финансирование не поступала.
Из приказа Министерства здравоохранения РК от 28.02.2020 № 238, пояснений ответчиков следует, что срок действия указанной ведомственной целевой программы закончился в 2022 г., на последующие годы действие программы не продлевалось, ее финансирование в настоящее время не производится. Из-за невыполнения ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» требований приказа Министерства здравоохранения РК от 22.10.2021 № 1798 и бездействия данного ответчика В.А.С. фактически лишилась возможности получить указанную выплату в сумме 574713 руб. Иных целевых программ, в рамках которых в настоящее время истица имеет возможность получить единовременную выплату, являясь медицинским работником в сельской местности, в настоящее время в Республике Карелия не реализуется.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что нарушенные права истицы могут быть восстановлены путем взыскания заявленной суммы с ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в качестве убытков.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вместе с тем ответчик ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» является государственным бюджетным учреждением.
Учитывая размер взыскиваемой суммы, руководствуясь п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, п. 1, подп. 47, 61, 62 п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 18.07.2016 № 260-П, п. п. 1.6, 3.1.12, 3.1.15 Устава ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ», судебная коллегия приходит к выводу о том, что при недостаточности денежных средств у бюджетного учреждения для исполнения решения суда имеются основания для возложения субсидиарной ответственности по данному обязательству на Министерство здравоохранения РК.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 07 июня 2023 года по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» (ИНН 1018005410) в пользу В.А.С. (№) 574713 рублей.
При недостаточности денежных средств у государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» (ИНН 1018005410) субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Министерство здравоохранения Республики Карелия (ИНН 1001040512).
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи