11RS0002-01-2023-004411-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута Республики Коми 23 июля 2024 года
Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:
председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/2024 по иску Джафарова Э.М.о к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Джафаров Э.М.о. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми), в котором, после уточнения исковых требований, просил обязать ответчика включить период прохождения срочной службы с 26.04.1984 по 05.05.1986 в стаж работы по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 09.01.2019.
В обоснование иска указал, что 21.08.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением от 22.11.2016 в назначении пенсии было отказано. 19.02.2023 вновь обратился за назначением пенсии. Решением от 27.02.2023 ответчик отказал в назначении пенсии. Из решения об отказе следует, что продолжительность страхового стажа на 31.12.2021 составила 32 года 2 месяца 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 18 лет 24 дня, стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, – 3 месяца 1 день, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям – 18 лет 3 месяца 2 дня. Считает, сто с учетом дополнительных льгот установленных п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и наличия стажа работы в РКС 21 год 5 месяцев 26 дней, право на страховую пенсию по старости у него возникло в 53 года. Кроме того, из сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 01.04.2024 ему стало известно, что период прохождения срочной службы, с 26.04.1984 по 05.05.1986, не включен ответчиком в стаж работы в РКС (МКС).
Истец Джафаров Э.М.о. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен.
Ответчик ОСФР по Республике Коми в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен, представил письменные возражения, где указано, что ответчик исковые требования не признает, на том основании, что у мужчин, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, страховой стаж не менее 25 лет и требуемый индивидуальный пенсионный коэффициент, которым 55 лет исполнилось в 2021 году, право выхода на страховую пенсию по старости в соответствии с. 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возникает по достижению возраста 58 лет. Джафарову Э.М.о. в 2021 году исполнилось 55 лет. Истцу отказано в назначении пенсии решением от 27.02.2023 в связи с тем, что истец не достиг требуемого возраста. Решением от 14.12.2023 Джафарову Э.М.о. назначена досрочная страховая пенсия в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в связи с достижением 58 лет в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, наблюдательное дело индивидуального предпринимателя, материалы гражданских дел № 2-3181/2023, № 2-2512/2016 Воркутинского городского суда Республики Коми, суд приходит к следующему.
Положениями стати 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно приложению № 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поэтапное повышение пенсионного возраста предусматривает подсчет возраста, по достижении которого у мужчин возникает право на страховую пенсию в 2021 году по формуле: V+36, где V- возраст при достижении которого возникает право на страховую пенсию по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ.
Из приведенного следует, что право выхода на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ возникает у мужчин (которым в 2021 году исполнилось 55 лет), имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, страховой стаж не менее 25 лет и требуемый индивидуальный пенсионный коэффициент, только по достижении возраста 58 лет.
Из материалов дела следует, что 19.02.2023 Джафаров Э.М.о. обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В 2021 году Джафаров Э.М.о., 09.01.1966 года рождения, достиг возраста 55 лет.
Решением ОСФР по Республике Коми от <дата> ... в назначении пенсии Джафарову Э.М.о. отказано, поскольку он не достиг возраста 58 лет, как требуется при назначении пенсии по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом ответчик определил следующую продолжительность стажа истца (по состоянию на 31.12.2021): страхового (календарно) – 32 года 2 месяца 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС)– 18 год 24 дня, стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), – 3 месяца 1 день, страж работы в РКС с учетом стажа работы в МКС, – 18 лет 3 месяца 2 дня.
Исходя из приведенных норм права, регулирующих спорные отношения, ответчик обосновано отказал истцу в назначении пенсии по старости по заявлению от <дата>, так как на эту дату, при соблюдении всех иных условий (продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера), Джафаров Э.М.о. достиг возраста 57 лет, а не трубимых 58 лет.
Обратившись с настоящим иском, истец также настаивает на включении в стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к Крайнему Северу периода прохождения срочной службы с 26.04.1984 по 05.05.1986.
В трудовой книжке истца имеется запись о том, что до поступления в ПО «Азернефтемашремонт» он проходил службу в рядах СА с 26.04.1984 по 12.05.1986.
Между тем, из материалов пенсионного дела следует, что, обратившись с заявлением о назначении пенсии, Джафаров Э.М.о. представил документы, в том числе военный билет ..., где указано, что с 26.04.1984 по 05.05.1986 он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР.
Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию (пункт 1 части 2 статьи 12, часть 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ).
По сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС) и данных о стаже (имеется в пенсионном деле истца), по состоянию на 27.02.2023, период службы в армии по призыву с 26.04.1984 по 05.05.1986 включен ответчиком в страховой стаж.
Положения ст.ст. 11-12 Федерального закона № 400-ФЗ, ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 14, 88, 90 Закона Российской Федерации 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривают включение периода военной службы только в страховой (общий трудовой) стаж. Возможность зачета указанного времени в льготный (специальный) стаж нормами действующего пенсионного законодательства, так же как и нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах исковые требования Джафарова Э.М.о. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Джафарова Э.М.о к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Б. Кораблева
Мотивированное решение составлено 30 июля 2024 года.