РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 г. город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-166/2021 по административному исковому заявлению Шмакова Ю.А. к правительству Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области,Управлению Росреестра по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Шмаков Ю.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "....".
Полагает, что кадастровая стоимость названных земельных участков, определенная по состоянию на 10.09.2019, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права налогоплательщика.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в "....".
В соответствии с отчетом об оценке от "...." № "....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019 составляет соответственно 15 436 500 рублей, 9 614 100 рублей, 10 377 200 рублей.
На основании изложенного Шмаков Ю.А. просил установить кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости, указанной в отчете "....".
Административный истец Шмаков Ю.А., его представитель по доверенности и ордеру адвокат Качалкин С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом Шмаков Ю.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: "...." площадью 6127кв.м,"...." площадью 3 701кв.м, "...." площадью 4019кв.м.
В настоящее время названные земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположены по адресу: "...."
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "...." №№"....", "....", "...." не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Сведения об указанном виде разрешенного использования земельных участков (склады, для размещения коммунальных, складских объектов) быливнесены в ЕГРН 07.09.2020 в связи с изменением существовавшего с 10.09.2019 вида разрешенного использования «магазины, общественное питание», что подтверждается информационными письмами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от "....", от "....", кадастровыми делами на земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области 30.11.2016 № 546 были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016 года, а также утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Тульской области по группам видов разрешенного использования.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "...." и "....", сведения о виде разрешенного использования которыхбыли внесены в ЕГРН 10.09.2019 в связи с изменением, рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 4442,01 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546, на площадь земельных участков; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 10.09.2019 в размерах27 216 195,27 рублей (земельный участок с кадастровым номером "...."), 16 439 879,01 рублей(земельный участок с кадастровым номером "...."),17 852 438,19 рублей(земельный участок с кадастровым номером "....").
Дата начала применения оспариваемой кадастровой стоимости -10.09.2019.
Кадастровая стоимость в названных размерах была внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 10.09.2019, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от "...." №№ "....", "....", "....".
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2020 в размерах соответственно 27 600 689,59 рулей, 16 672 131,91 рублей, 17 162 786,64 рублей (№№п/п "....", "....", "...." Приложения № "...."). Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 25.12.2020 и 27.12.2020.
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области был передан в Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых были внесены изменения в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, содержащий в том числе сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами "....", "...." и "....".
Согласно сведениям данного перечня у вышеуказанных земельных участков изменился вид использования по документу – «склады».
Учитывая ранее согласованные с администрацией муниципального образования г. Тула коды расчета вида разрешенного использования при обработке информации, содержащейся в перечне объектов недвижимости, полученном в рамках ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в отношении вышеназванных земельных участков не изменились коды расчета вида использования, примененные для расчета кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки, результаты которой были утверждены Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670. При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "...." и "...." в размерах соответственно 27 600 689,59 рулей, 16 672 131,91 рублей, 17 162 786,64 рублей не изменилась и подлежит применению для целей налогообложения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019 административный истец обратился в суд 21.02.2021, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона обоценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения и соответственно на рассмотрение судом заявленного требования по существу.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в "....".
В соответствии с отчетом об оценке от "...." № "....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019 составляет соответственно 15 436 500 рублей, 9 614 100 рублей, 10 377 200 рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 10.09.2019, проведение которой поручено эксперту "....".
Согласно выводам, содержащимся в заключении № "...." от "...." названного эксперта, отчет от 03.02.2021 № 031-21-2 не соответствует федеральным стандартам оценки в части п.25 ФСО 1, п.п. 5, 8з, 8и ФСО 3, п.п. 11г, 22б, 22в ФСО 7, поскольку в отчете отсутствует описание и обоснование применяемых корректировок, необоснованно использование аналогов (4 и 6); присутствуют математические ошибки. Выявленные замечания могли повлиять на итоговую величину рыночной стоимости.Экспертом после проведения дополнительных расчетов была определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019, которая составила соответственно 10 631 000 рублей, 6 813 000 рублей и 7 313 000 рублей.
Оценивая данное заключение эксперта, суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ выводы эксперта, сделанные при проверке поименованного выше отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы эксперта о действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в этой части выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено. О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.
С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта № "...." от "...." у суда не имеется. Суд считает данное заключение достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о ее недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
Что касается имеющегося в материалах дела отчета "...." от "...." № "....", то, учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 10.09.2019 согласно заключению судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не подтвердились, данный отчет к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в отчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 10.09.2019, отнести нельзя.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта рыночная стоимость земельных участков ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца по уплате налога.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 10.09.2019 может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта № "...." от "....", а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Шмакова Ю.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "...." площадью 6 127кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 10 631 000 рублей по состоянию на 10.09.2019.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 3701 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 6 813 000 рублей по состоянию на 10.09.2019.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 4 019кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 7 313 000 рублей по состоянию на 10.09.2019.
Установленная судом кадастровая стоимость земельных участковс кадастровыми номерами "....", "....", "...." применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимости за период с 10.09.2019 по 06.09.2020.
Датой подачи Шмаковым Ю.А. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых объектов недвижимости является день обращения указанного лица в суд – 21 февраля 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий