Решение по делу № 3а-166/2021 от 24.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 г.              город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Семенчевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-166/2021 по административному исковому заявлению Шмакова Ю.А. к правительству Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области,Управлению Росреестра по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Шмаков Ю.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "....".

Полагает, что кадастровая стоимость названных земельных участков, определенная по состоянию на 10.09.2019, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права налогоплательщика.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в "....".

В соответствии с отчетом об оценке от "....""....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019 составляет соответственно 15 436 500 рублей, 9 614 100 рублей, 10 377 200 рублей.

На основании изложенного Шмаков Ю.А. просил установить кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости, указанной в отчете "....".

Административный истец Шмаков Ю.А., его представитель по доверенности и ордеру адвокат Качалкин С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом Шмаков Ю.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: "...." площадью 6127кв.м,"...." площадью 3 701кв.м, "...." площадью 4019кв.м.

В настоящее время названные земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположены по адресу: "...."

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "...." №№"....", "....", "...." не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Сведения об указанном виде разрешенного использования земельных участков (склады, для размещения коммунальных, складских объектов) быливнесены в ЕГРН 07.09.2020 в связи с изменением существовавшего с 10.09.2019 вида разрешенного использования «магазины, общественное питание», что подтверждается информационными письмами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от "....", от "....", кадастровыми делами на земельные участки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Тульской области 30.11.2016 № 546 были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016 года, а также утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Тульской области по группам видов разрешенного использования.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "...." и "....", сведения о виде разрешенного использования которыхбыли внесены в ЕГРН 10.09.2019 в связи с изменением, рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 4442,01 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546, на площадь земельных участков; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 10.09.2019 в размерах27 216 195,27 рублей (земельный участок с кадастровым номером "...."), 16 439 879,01 рублей(земельный участок с кадастровым номером "...."),17 852 438,19 рублей(земельный участок с кадастровым номером "....").

Дата начала применения оспариваемой кадастровой стоимости -10.09.2019.

Кадастровая стоимость в названных размерах была внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 10.09.2019, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от "...." №№ "....", "....", "....".

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2020 в размерах соответственно 27 600 689,59 рулей, 16 672 131,91 рублей, 17 162 786,64 рублей (№№п/п "....", "....", "...." Приложения № "...."). Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 25.12.2020 и 27.12.2020.

В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области был передан в Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых были внесены изменения в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, содержащий в том числе сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами "....", "...." и "....".

Согласно сведениям данного перечня у вышеуказанных земельных участков изменился вид использования по документу – «склады».

Учитывая ранее согласованные с администрацией муниципального образования г. Тула коды расчета вида разрешенного использования при обработке информации, содержащейся в перечне объектов недвижимости, полученном в рамках ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в отношении вышеназванных земельных участков не изменились коды расчета вида использования, примененные для расчета кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки, результаты которой были утверждены Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670. При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "...." и "...." в размерах соответственно 27 600 689,59 рулей, 16 672 131,91 рублей, 17 162 786,64 рублей не изменилась и подлежит применению для целей налогообложения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019 административный истец обратился в суд 21.02.2021, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона обоценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения и соответственно на рассмотрение судом заявленного требования по существу.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в "....".

В соответствии с отчетом об оценке от "....""....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019 составляет соответственно 15 436 500 рублей, 9 614 100 рублей, 10 377 200 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 10.09.2019, проведение которой поручено эксперту "....".

Согласно выводам, содержащимся в заключении № "...." от "...." названного эксперта, отчет от 03.02.2021 № 031-21-2 не соответствует федеральным стандартам оценки в части п.25 ФСО 1, п.п. 5, 8з, 8и ФСО 3, п.п. 11г, 22б, 22в ФСО 7, поскольку в отчете отсутствует описание и обоснование применяемых корректировок, необоснованно использование аналогов (4 и 6); присутствуют математические ошибки. Выявленные замечания могли повлиять на итоговую величину рыночной стоимости.Экспертом после проведения дополнительных расчетов была определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 10.09.2019, которая составила соответственно 10 631 000 рублей, 6 813 000 рублей и 7 313 000 рублей.

Оценивая данное заключение эксперта, суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ выводы эксперта, сделанные при проверке поименованного выше отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы эксперта о действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в этой части выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено. О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта № "...." от "...." у суда не имеется. Суд считает данное заключение достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о ее недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

Что касается имеющегося в материалах дела отчета "...." от "....""....", то, учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 10.09.2019 согласно заключению судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не подтвердились, данный отчет к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в отчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 10.09.2019, отнести нельзя.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта рыночная стоимость земельных участков ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца по уплате налога.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 10.09.2019 может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта № "...." от "....", а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Шмакова Ю.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "...." площадью 6 127кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 10 631 000 рублей по состоянию на 10.09.2019.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 3701 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 6 813 000 рублей по состоянию на 10.09.2019.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 4 019кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 7 313 000 рублей по состоянию на 10.09.2019.

Установленная судом кадастровая стоимость земельных участковс кадастровыми номерами "....", "....", "...." применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимости за период с 10.09.2019 по 06.09.2020.

Датой подачи Шмаковым Ю.А. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых объектов недвижимости является день обращения указанного лица в суд – 21 февраля 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий    

3а-166/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шмаков Юрий Александрович
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Правительство Тульской области
Другие
Администрация г.Тулы
Качалкин Сергей Николаевич
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2021Предварительное судебное заседание
15.04.2021Производство по делу возобновлено
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее