ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-394/2019
88а-529/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2019 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Желонкиной Г.А.,
судей Баранова Г.В., Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бессонова С.А. на решение Венёвского районного суда Тульской области от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 3 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Антонова Р.С. к территориальной избирательной комиссии Венёвского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования Мордвесское Венёвского района о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., письменное заключение прокурора Четвертого кассационного отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Ильина Ю.В., полагавшего, что для отмены или изменения судебных актов нет правовых оснований, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
постановлением избирательной комиссии Тульской области от 12 апреля 2018 года № на территориальную избирательную комиссию Венёвского района Тульской области с 1 июня 2018 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Мордвесское Венёвского района.
Решением Собрания депутатов муниципального образования Мордвесское Венёвского района Тульской области от 13 июня 2019 года № очередные выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования Мордвесское Венёвского района четвертого созыва назначены на 08 сентября 2019 года.Постановлением территориальной избирательной комиссии Венёвского района Тульской области от 14 июня 2019 года № полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования Мордвесское Венёвского района четвёртого созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года, возложены на территориальную избирательную комиссию Венёвского района Тульской области.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Венёвского района Тульской области от 3 августа 2019 года № Бессонов С.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования Мордвесское Венёвского района четвёртого созыва по многомандатному избирательному округу №.
Антонов Р.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения, и зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу №, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Венёвского района Тульской области № от 3 августа 2019 года о регистрации кандидатом Бессонова С.А., ссылаясь на непредставление последним документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы, занимаемой должности (роде занятий), чем нарушены требования пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением Венёвского районного суда Тульской области от 22 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 3 сентября 2019 года, административный иск удовлетворен, оспариваемое постановление территориальной избирательной комиссии признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Бессонов С.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Антонова Р.С. Полагает, что документов, предоставленных им в избирательную комиссию было достаточно, а в случае выявления неполноты представленных сведений его обязаны были уведомить об этом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда оснований для отмены оспариваемых судебных актов не находит.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 2 статьи 21 Закона Тульской области от 8 июля 2008 года № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выбором депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».
Согласно пункту 2, подпункту «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту 2 статьи 12 Закона Тульской области от 8 июля 2008 года №-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выбором депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Бессоновым С.А. в территориальную избирательную комиссию Венёвского района Тульской области были представлены документы для уведомления о выдвижении по многомандатному избирательному округу №. Постановлением от 3 августа 2019 года № он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования Мордвесское Венёвского района четвёртого созыва по многомандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения.
Вместе с тем, содержание представленного кандидатом в депутаты Бессоновым С.А. заявления, свидетельствует о нарушении требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в нем не указаны дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика, гражданство, сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Из имеющихся в материалах дела документов, приложенных к заявлению кандидата Бессонова С.А. о согласии баллотироваться, следует, что им не представлены сведения об основном месте работы. Так, в заявлении сведения о роде занятий указано «пенсионер», иных сведений о роде занятий, либо месте работы при регистрации в территориальную избирательную комиссию Венёвского района Тульской области предоставлено не было.
Вместе с тем, согласно данным Федеральной налоговой службы России, Бессонов С.А. является индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства с 14 июня 2016 года, однако указанные сведения, а также сведения, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя (декларация о доходах) Бессоновым С.А. представлены не были.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Бессоновым С.А. не были представлены документы, подтверждающие сведения о его основном месте работы, заявление о согласии баллотироваться оформлено с нарушений требований закона, что в согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами дана оценка несоответствия действующему законодательству решения территориальной избирательной комиссии Венёвского района Тульской области от 3 августа 2019 года №, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой данной судом обстоятельствам по административному делу, представленным доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены постановленных судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Венёвского районного суда Тульской области от 22 августа 2019 года, апелляционное определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 3 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бессонова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи