Дело № 2а-362/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 14 мая 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием административного истца Ковалевой И.В., представителя административного ответчика администрации Костомукшского городского округа Трошиной В.В., действующей на основании доверенности (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Ковалевой Ирины Владимировны, Ковалева Алексея Васильевича к администрации Костомукшского городского округа об оспаривании бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
административные истцы обратились в суд с названным административным исковым заявлением к администрации КГО, мотивируя требования тем, что в соответствии с Законом РК от 30 ноября 2011 г. № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» им и членам их семьи были предоставлены в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок в районе индивидуальной жилой застройки <адрес>. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РК от 09 июня 2018 г. № № земельный участок с кадастровым номером № передан в общую долевую собственность Ковалевой И.В. и членам ее семьи - супругу Ковалеву А.В., детям ФИО8, ФИО9, ФИО4). 31 августа 2018 года за Ковалевой И.В. и членами ее семьи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> м2, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. В нарушение действующего законодательства РФ административный ответчик не предпринял меры по обеспечению возможности подключения предоставленных земельных участков к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения. Просят признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа в части необеспечения водоснабжения и водоотведения к земельным участкам, расположенным по адресу <адрес> возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение, построить дорогу к указанному земельному участку, организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты данной территории от подтопления и затопления в соответствии с нормой осушения 2 метра.
Определением суда от 29 апреля 2019 года на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, муниципальное казенное предприятие «Горводоканал Костомукшского городского округа», Ковалев Д.М., Ковалев А.А.
Административный истец Ковалева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что в настоящее время земельным участком пользоваться не представляется возможным, поскольку он затоплен, он не оснащен коммуникациями водоснабжения и водоотведения, к нему не проложена дорога, что нарушает ее права как истца.
Административный истец Ковавлев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Уважительной причины неявки в суд не сообщил. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял.
Представитель административного ответчика администрации Костомукшского городского округа Трошина В.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, и пояснила, что решением Совета Костомукшского городского округа утвержден Генеральный план, согласно которому срок строительства сетей водоснабжения и водоотведения в районе расположения земельного участка административных истцов установлен на 2025 год. В настоящее время недостаточно денежных средств для осуществления работ.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. В представленном письменном отзыве указали, что полномочия по организации водоснабжения, водоотведения населения должны в полном объеме исполняться органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Разрешение спора оставили на усмотрение суда. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Представитель заинтересованного лица МКП «Горводоканал КГО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Уважительной причины неявки в суд не сообщил. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Заинтересованные лица ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Уважительной причины неявки в суд не сообщили. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявляли.
С учетом мнения административного истца, представителя административного ответчика, учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив доводы административного иска, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены им требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РК от 09 июня 2018 г. № № земельный участок с кадастровым номером № передан в общую долевую собственность Ковалевой И.В. и членам ее семьи - супругу Ковалеву А.В., детям ФИО8, ФИО9, ФИО4).
31 августа 2018 года за Ковалевой И.В. и членами ее семьи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Из п.п. 4, 5 ст. 35 Устава муниципального образования «Костомукшский городской округ» следует, что к полномочиям администрации городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ).
В силу п.п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Из п. 17 Методических рекомендаций «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 г. № 372, следует, что в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии, в том числе существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» (далее по тексту - СП 104.13330).
В СП 104.13330 дается понятие подтопления как комплексного гидрогеологического и инженерно-геологического процесса, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Как следует из материалов дела, земельный участок №, предоставленный административным истцам, расположен в районе индивидуальной жилой застройки, <адрес>
Из ответа и.о. главы Костомукшского городского округа от 05 апреля 2019 г. № следует, что в рамках реализации Государственной программы РК «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами» подписано соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету на выполнение работ по корректировке, разработке проектно-сметной документации по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетным семьям на территории Костомукшского городского округа, а именно на проектирование дорог, сетей водоснабжения и водоотведения в <адрес> До конца 2019 года проектные работы будут завершены. На строительство дорог и коммуникаций на территории Костомукшского городского округа средств в местном бюджете нет. Строительство дорог и сетей возможно только при условии финансирования из средств бюджетов РФ и РК. В бюджете муниципального образования финансовых возможностей для строительства инженерных коммуникаций к участкам застройки ИЖС не имеется.
В соответствии с паспортом программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Костомукшский городской округ», утвержденной постановлением администрации КГО от 23 января 2017 г. №, разработка проектно-сметной документации на строительство магистралей общегородского значения, в том числе в районе индивидуальной жилой застройки в районе улиц Интернациональная, Дружбы, Беломорская - 29,7 га (100 земельных участков), запланировано на 2026-2027 годы.
Доказательств, принимаемых администрацией Костомукшского городского округа мер к своевременному и надлежащему функционированию системы водоснабжения и водоотведения и устройству дороги в районе индивидуальной жилой застройки, <адрес>, суду не представлено, что свидетельствует о том, что со стороны административного ответчика допущено бездействие по исполнению возложенных на него обязанностей в соответствии с Федеральными законами №№ 416-ФЗ и № 131-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Исходя из принципов разумности, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, с учетом особенностей порядка формирования статей бюджета, особенностей института муниципального заказа, суд приходит к выводу, что административный ответчик обязан совершить действия, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Суд также приходит к выводу, что со стороны администрации КГО допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по обустройству дороги к земельному участку № на территории индивидуальной жилой застройки <адрес>.
Доказательств действий, принимаемых администрацией КГО по созданию системы водоснабжения и водоотведения, и дороги к земельному участку № по адресу: <адрес>, территория индивидуальной жилой застройки блок «Ж», кадастровый №, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Ковалевой Ирины Владимировны, Ковалева Алексея Васильевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа в части необеспечения транспортной доступности и системы водоснабжения и водоотведения к земельному участку № с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить дорогу на территории индивидуальной жилой застройки блока <адрес>, о чем сообщить в суд и административным истцам Ковалевой Ирине Владимировне, Ковалеву Алексею Васильевичу.
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», о чем сообщить в суд и административным истцам Ковалевой Ирине Владимировне, Ковалеву Алексею Васильевичу.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2019 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 19 мая 2019 года.
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.