УИД 44RS0013-01-2021-000823-92
Дело № 2а-24/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Красное-на-Воолге 21 февраля 2022 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Смолина А.Н.,
при секретаре Львовой Д.С.,
рассмотрев административное исковое заявление прокурора Красносельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по обеспечению жителей д. Халипино Красносельского муниципального района Костромской области водой, отвечающей гигиеническим требованиям,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Красносельского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по обеспечению жителей д. Халипино Красносельского муниципального района Костромской области водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования административный истец обосновывает тем, в рамках рассмотрения обращения С. проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению в деятельности администрации Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Администрация). В ходе проверки установлено, что Администрацией не в полном объеме выполняются обязанности по организации водоснабжения жителей д. Халипино Красносельского муниципального района.
Так, согласно информации администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района в д. Халипино расположено 60 жилых домов, зарегистрировано 164 человека. Управлением Роспотребнадзора по Костромской области в ДД.ММ.ГГГГ года проводились отборы проб холодной воды в домах №№ и № д. Халипино. По результатам лабораторных исследований качества питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ № и № установлен факт подачи холодной воды ненадлежащего качества из-за превышения по мутности и содержанию железа, что подтверждается экспертным заключением.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч.1.1, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ФЗ №416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст.6, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации и включают в себя, в том числе организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 9 ст. 7 ФЗ №416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
В соответствии с п.п.71 и 74 Правил в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам.
В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1, ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» вопросы организации водоснабжения населения возложены на орган местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, вышеперечисленные нормы обязывают органы местного самоуправления муниципального района обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.
Ранее, в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой района по обращению С. проводилась аналогичная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, водоснабжение жителей д. Халипино Красносельского района надлежащим образом не организовано, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района в адрес и.о. главы администрации Красносельского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.
ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора района рассмотрено, однако, действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, администрацией района не принято.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрация Красносельского муниципального района <адрес> бездействует, не выполняет возложенные на нее Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по организации водоснабжения жителей дер. Халипино Красносельского муниципального района <адрес>, тем самым нарушает права населения на благоприятные условия для жизни и здоровья.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В связи с чем, административный истец – прокурор Красносельского района Костромской области просит удовлетворить вышеизложенные требования.
Протокольным определение от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика привлечено МУП «Красноетеплоэнерго».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Красноетеплоэнерго» привлечено в качестве административного соответчика.
В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления прокурора Красносельского района Костромской области административные исковые требования были уточнены. Прокурор просил обязать администрацию Красносельского муниципального района <адрес>, МУП «Красноетеплоэнерго» солидарно обеспечить жителей дер. Халипино Красносельского муниципального района <адрес> водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Красносельского района Костромской области Голубев А.А. уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном заявлении. Дополнительно пояснил, что МУП «Красноетеплоэнерго» солидарно с администрацией Красносельского муниципального района обязано обеспечить жителей дер. Халипино Красносельского муниципального района <адрес> водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды, поскольку недвижимое имущество – насосные станции переданы в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго», соответствующим постановлением администрации Красносельского муниципального района. Кроме того, МУП «Краснотеплоэнерго» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей на территории Красносельского муниципального района <адрес> холодное водоснабжение и водоотведение, в том числе на территории деревни Халипино Боровиковского сельского поселения. Срок по обеспечению жителей дер. Халипино Красносельского муниципального района <адрес> водой, отвечающей гигиеническим требованиям в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным.
Административные ответчики - администрация Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «Красноетеплоэнерого», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, просили рассматривать дело без их участия. От и.о. генерального директора МУП «Красноетеплоэнерго» Рябинина П.А. поступило письменное ходатайство, в котором он указывает, что требования прокурора признает. Считает, что они должны исполняться ответчиками в солидарном порядке, поскольку администрация Красносельского района Костромской области должна выделить субсидии для проведения соответствующих работ его муниципальным унитарным предприятием (л.д.66-67,72,73,74-75).
Представитель административного ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области про доверенности Николаева Н.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования признала. Пояснила, что в данном случае и на МУП «Красноетеплоэнерго» также должна быть возложена обязанность по обеспечению жителей д. Халипино Красносельского муниципального района <адрес> водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения. Решением Красносельского районного суд от ДД.ММ.ГГГГ признаны бесхозяйными две насосные станции, которые осуществляют водоснабжение данного населенного пункта. Распоряжением главы администрации Красносельского муниципального района это имущество было принято в муниципальную собственность, а затем передано из казны муниципального района в хозяйственное ведение МУП Красноетеплоэнерго». В настоящее время холодное водоснабжение населенного пункта д. Халипино осуществляет МУП «Красноетеплоэнерго». Специалистами МУП проведено собрание жителей населенного пункта. В настоящее время начата процедура заключения договора на оказание услуги по холодному водоснабжению. О том, что действительно указанное имущество передано в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго» подтверждается Распоряжением администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за №. Также Постановлением администрации Красносельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № МУП «Краснотеплоэнерго» наделено статусом гарантирующей организации, которое осуществляет на территории Красносельского муниципального района Костромской области холодное водоснабжение и водоотведение, в том числе на территории Боровиковского сельского поселения.
Заинтересованное лицо по делу - Управление Роспотребнадзора по Костромской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, об уважительности причин неявки суду не сообщило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определи рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав заместителя прокурора Голубева А.А. учитывая письменную позицию представителей административных ответчиков по заявленным требованиям, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой Красносельского района в рамках рассмотрения обращения гр. С. (жителя <адрес>) проводилась проверка соблюдения законодательства о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению в деятельности администрации Красносельского муниципального района <адрес>.
В ходе проверки установлено, что Администрацией Красносельского муниципального района <адрес> не в полном объеме выполняются обязанности по организации водоснабжения жителей дер. Халипино Красносельского муниципального района <адрес>.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ проводились отборы проб холодной воды в домах №№ и № д. Халипино.
По результатам лабораторных исследований качества питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ № и № установлен факт подачи холодной воды ненадлежащего качества из-за превышения по мутности и содержанию железа (л.д.14,15).
Так, согласно экспертного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» за №-К от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам лабораторных исследований проб воды водопроводной холодной, подаваемой населению дер. Халипино, вода отобранная из крана дома № и дома № в дер. Халипино не соответствует требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям: в доме № - мутность (по формазину) 24,7 ЕМФ, при норме 2,6; железо 2,15 мг/ дм3, при норме не более 0,3 мг/ дм3 ; в доме № мутность (по формазину) 22,6 ЕМФ, при норме не более 2,6; железо 1,98 мг/ дм3, при норме не более 0,3 мг/ дм3 (л.д.13).
В материалах дела имеется представление и.о. прокурора Красносельского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства в предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению жителям дер. Халипино (л.д.17-20).
В ответ на данное представление, по информации, представленной администрацией Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, в части рассмотрения обращения С. по соблюдению законодательства о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению жителям д. Халипино, водоснабжение восстановлено и осуществляется из артезианских скважин, которые присоединены к сетям водопровода. Указанные скважины переданы в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго», которое осуществляет их эксплуатацию. Для обеспечения соответствия поставляемой воды требованиям санитарных норм, необходимо строительство станции обезжелезивания либо бурение скважины большей глубины и в другой плоскости. В настоящее время разрабатывается альтернативные пути решения указанной проблемы (л.д. 21-22).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021. к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" (ред. от 01.07.2021) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" ( в ред. от (ред. от 01.07.2021) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 9 статьи 7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, (п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 644).
Вопросы организации водоснабжения населения возложены на орган местного самоуправления муниципального района ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжений администрации Красносельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ за № «О приеме в муниципальную собственность имущества и включении его в Казну муниципального образования Красносельский муниципальный район <адрес>» принято в муниципальную собственность муниципального образования Красносельский муниципальный район <адрес> и включено в реестр Казны муниципального района имущество: станция насосная, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей; станция насосная, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей, расположенные по адресу: <адрес>
Указанное имущество, в силу п.2 Распоряжений по актам о приеме-передачи объектов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ передано из Казны муниципального района в МУП «Красноетеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения (л.д.55,57).
Постановлением администрации Красносельского муниципального района <адрес> от № год за №, МУП «Красноетеплоэнерго» наделено статусом гарантирующей организацией, осуществляющей на территории Красносельского муниципального района <адрес> холодное водоснабжение и водоотведение. Зона деятельности установлена, в том числе и на территории Боровиковского сельского поселения (согласно Приложения) (л.д.58,59).
В соответствии с п. 1.2 Устава МУП «Красноетеплоэнерго» утвержденного постановлением главы администрации Красносельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предприятие является коммерческим юридическим лицом, имеющим обособленное имущество на праве хозяйственного ведения.
Видами деятельности предприятия являются, в том числе, содержание, техническая эксплуатация и обслуживание объектов систем газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (п.2.1 Устава)
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", (ред. от 02.07.2021 года) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09. 2001 года за №24).
В соответствии п.п.1.3, 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ.
Таким образом, ответственность за выявленные нарушения по соблюдению законодательства о предоставлении коммунальных услуг по водоснабжению жителей дер. Халипино Красносельского района возлагается на административных ответчиков - Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области и МУП «Красноетеплоэнерго».
Непринятие администрацией Красносельского муниципального района, МУП «Красноетеплоэнерго» мер по организации водоснабжения нарушает права населения дер. Халипино на благоприятные условия для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175,178-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные административные исковые требования прокурора Красносельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской, МУП «Красноетеплооэнерго» удовлетворить.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «Краснотеплоэнерго» солидарно обеспечить жителей д. Халипино Красносельского муниципального района Костромской области водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: