Дело № 3а-76/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 11 октября 2017 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего Денисюка О.Н.,
при секретаре Бердниковой А.А.,
с участием представителя административного истца – Попова А.А., представителей административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области – Лосевой Т.А., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С., представителя заинтересованного лица администрации г.Новозыбкова Брянской области – Шабловского И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Качанова Олега Алексеевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Качанов Олег Алексеевич обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке №11 от 09.08.2017 года, составленному ООО «Навигатор Права и Оценки», а именно:
- нежилого здания (магазин) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 119,5 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 392 847 руб. 31 коп.;
- нежилого здания (магазин) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 121,8 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 198 008 руб. 75 коп.;
- нежилого здания (столовая) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 284,7 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 869 072 руб. 39 коп.;
- нежилого здания (склад) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 82,0 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 551 745 руб. 56 коп.;
- нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 208,4 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 372 871 руб. 56 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что является собственником указанных нежилых зданий, несоответствия, кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушают права административного истца, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости нежилых зданий.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, надлежащим образом извещенного о дне и времени рассмотрения дела, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя административного истца Качанова О.А. – Попова А.А., поддержавшего административные исковые требования в полном объеме и просившего их удовлетворить, представителей Управления имущественных отношений Брянской области Лосеву Т.А., и администрации г.Новозыбкова Брянской области Шабловского И.И.. которые иск не признали так как при утсановлении рыночной стоимости объектов недвижимости уменьшается налоговая база, при этом не оспаривали предоставленные истцом отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. не возражала против исковых требований.
Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Качанов О.А. является собственником следующих объектов недвижимости:
-нежилого здания (магазин) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 119,5 кв.м.;
- нежилого здания (магазин) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 121,8 кв.м.;
- нежилого здания (столовая) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 284,7 кв.м.;
- нежилого здания (склад) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 82,0 кв.м.;
- нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 208,4 кв.м.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости (за исключением нежилого помещения с кадастровым номером №) была внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области от 27.11.2015 г. №1890, а кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24.02.2015г. №б/н.
ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 119,5 кв.м., в размере 11 600 973 рубля 96 копеек, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
ФГБУ «ФКП ФИО3 по <адрес>» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 121,8 кв.м., в размере 3 648 804 рубля 01 копейка, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
ФГБУ «ФКП ФИО3 по <адрес>» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 284,7 кв.м., в размере 6 210 941 рубль 81 копейка, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
ФГБУ «ФКП ФИО3 по <адрес>» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 82,0 кв.м., в размере 1 323 439 рублей 82 копейки, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
ФГБУ «ФКП ФИО3 по <адрес>» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 208,4 кв.м., в размере 2 935 118 рублей 10 копеек, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений ст.ст. 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Из содержания Отчета об оценке № 11, составленного 09 августа 2017 года ООО «Навигатор Права и Оценки», следует, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 119,5 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 392 847 руб. 31 коп.;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 121,8 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 198 008 руб. 75 коп.;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 284,7 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 869 072 руб. 39 коп.;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 82,0 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 551 745 руб. 56 коп.;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 208,4 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 372 871 руб. 56 коп.
С размером рыночной стоимости спорных нежилых зданий, установленным в отчете, составленном ООО «Навигатор Права и Оценки», административный ответчик и заинтересованные лица согласны, оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости нежилых зданий не представили, ходатайств о назначении экспертизы не заявляли.
Оценивая отчеты об определении рыночной стоимости зданий, принадлежащего административному истцу на праве собственности, суд полагает, что они соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.05.2014 № 611 от 25.09.2014 №№ 297, 298, 299, и находит их допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, исследования и анализа рынка недвижимости, с применением предусмотренных подходов к оценке.
Согласно статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных отчетах, т.е. исковые требования подлежат удовлетворению.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 31 августа 2017 года, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость нежилых зданий. Указанный вывод также следует из положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).
В силу п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Качанова Олега Алексеевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
нежилого здания (магазин) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 119,5 кв.м. в размере 1 392 847 руб. 31 коп., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
нежилого здания (магазин) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 121,8 кв.м. в размере 1 198 008 руб. 75 коп., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
нежилого здания (столовая) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 284,7 кв.м. в размере 1 869 072 руб. 39 коп., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
нежилого здания (склад) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 82,0 кв.м. в размере 551 745 руб. 56 коп., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
нежилого здания с кадастровым номером 32:31:0020301:86, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 208,4 кв.м. в размере 1 372 871 руб. 56 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,
на период с 01 января 2017 г. до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 31 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Председательствующий судья О.Н. Денисюк