Решение по делу № 33-4786/2024 от 04.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Дело № 2-4009/2023    № 33-4786/2024УИД 91RS0002-01-2023-006531-62 председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции Атаманюк Г.С.Копаев А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2024 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего        Копаева А.А.,

судей                        Богославской С.А., Старовой Н.А.,

при секретаре                Медовнике И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Петросяну Ваагну Мамиконовичу, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании недействительным постановления, признании недействительной сделки, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении записи о регистрации,

по апелляционной жалобе ответчика администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2023 года,

установила:

заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым обратился в суд с вышеуказанным иском, уточнив который, просил: признать недействительным постановление администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 05.10.2022 г. №129 «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», на основании которого с Петросяном Ваагном Мамиконовичем заключён договор аренды земельного участка площадью 1 500 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительным договор аренды земельного участка от 05.10.2022 №86, с кадастровым номером ; обязать Петросяна Ваагна Мамиконовича возвратить земельный участок с кадастровым номером муниципальному образованию Железнодорожненскому сельскому поселению Бахчисарайского района Республики Крым в лице администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; исключить из Единого государственного реестра запись о регистрации договора аренды от 05.10.2022 №86 земельного участка с кадастровым номером , заключённого с Петросяном Ваагном Мамиконовичем.

Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление администрации Железнодорожненского сельского поселения принято с нарушением требований ст. 39.6 ЗК РФ, Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», поскольку Петросян В.М. в силу закона не имел права на предоставление ему спорного земельного участка в аренду, без проведения торгов. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14.12.2023г. иск заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым удовлетворён.

Признано незаконным и отменено постановление администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 05.10.2022 г. №129 «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», на основании которого с Петросяном Ваагном Мамиконовичем заключён договор аренды земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признан недействительным договор аренды земельного участка от 05.10.2022 г. №86, площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на основании которого названный земельный участок передан администрацией Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в аренду Петросяну Ваагну Мамиконовичу.

Истребован из незаконного владения Петросяна Ваагна Мамиконовича земельный участок, площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Обязано Петросяна Ваагна Мамиконовича возвратить земельный участок, площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, муниципальному образованию Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в лице администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

Исключена из Единого государственного реестра запись о регистрации договора аренды от 05.10.2022 г. №86 земельного участка, площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу<адрес>, заключенного с Петросяном Ваагном Мамиконовичем.

Не согласившись с указанным решением суда, администрация Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обжалуемое решение суда основано на неправильном толковании норм материального права.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), с учётом мнения прокурора, судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно пунктам 1,2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Удовлетворяя иск суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст.56, 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», исходил из того, что Петросян В.М. не относится к категории лиц, перечисленных в статье 4 Закона №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», в списки очередности органом местного самоуправления включён не был, в связи с чем несоблюдение администрацией Железнодорожненского сельского поселения императивных требований закона о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (п.1 ст.39.6 ЗК РФ); принятие решения о передаче в аренду без проведения торгов земельного участка гражданину, который, в силу закона, не имел такого права, привело к ограничению доступа к участию в торгах иных претендентов, в связи с чем был нарушен доступ к участию в торгах иных претендентов, что в свою очередь свидетельствует о ничтожности договора аренды земельного участка.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными и с ними соглашается, полагая, что суд верно установил имеющие значение для дела фактические и юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального права, а выводы суда соответствуют действующему законодательству и собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, муниципальное образование Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1 500 +/- 14 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 58, дата присвоения кадастрового номера и регистрации права - 21.09.2022 г., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

26.09.2022 г. в администрацию Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Петросяном В.М. было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на праве аренды без проведения торгов на основании п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Постановлением администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 05.10.2022 г. №129 «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» Петросяну В.М. предоставлен в аренду на 20 (двадцать) лет земельный участок категории земель - земли населённых пунктов, имеющий разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), код вида разрешённого использования - 2.2., кадастровый , площадью 1 500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.п.15 п.2 ст.39.6, п.п.3 п.8 ст.39.8, 9.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», абзацем 2 части 1 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» постановление администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 05.10.2022г. №125 «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» 05.10.2022 г. между администрацией Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (далее - Арендодатель) и Петросяном В.М. (далее - Арендатор) заключён договор аренды №86 земельного участка (далее по тексту - Договор).

Согласно п. 1.1 вышеуказанного Договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, границы которого определены в кадастровом плане, площадью 1 500 кв. м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), код вида разрешённого использования - 2.2, кадастровый .

Факт передачи спорного земельного участка в аренду ответчику подтверждается актом приёма-передачи земельного участка от 05.10.2022 г.

Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 500+/-14 кв. м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) находится в аренде Петросяна В.М. на основании договора аренды земельного участка от 05.10.2022, сроком действия с 27.10.2022 на 20 лет.

Оценивая доводы апеллянта о том, что обжалуемое решение суда основано на неправильном толковании норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки, части земельных участков.

При этом п.п. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №131-Ф3), к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно статье 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 01.01.2025 на территории Республики Крым нормативными правовыми актами Республики Крым могут быть установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом от 21.03.2014 №6-ФКЗ, порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым устанавливается законом Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее по тексту - Закон №66-ЗРК/2015).

Согласно ст. 1 Закона №66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьёй 3 Закона №66-ЗРК/2015 установлены особенности предоставления земельных участков гражданам, согласно которой земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьёй 6 настоящего Закона, а также в безвозмездное пользование гражданам в порядке, установленном статьёй 7 настоящего Закона.

При этом, частью 3 указанной статьи закреплено, что гражданам для иных целей, кроме перечисленных в части первой настоящей статьи, земельные участки предоставляются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Категории граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно в собственность, перечислены в ст.4 Закона №66-ЗРК/2015, последние также имеют право на предоставление земельных участков, в аренду без проведения торгов (ч.1 и ч.3 указанной статьи).

Абзацем вторым ч. 1 ст. 18 Закона №66-ЗРК/2015 установлено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства вступают в силу с 01.01.2023.

Следовательно, положения ст. 39.18 ЗК РФ на территории Республики Крым до 01.01.2023 применению не подлежали, а предоставление земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по заявлению граждан, не отнесённых Законом №66-ЗРК/2015 к льготной категории, может быть осуществлено только в порядке, установленном п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно по результатам проведения торгов, проведённых в форме аукциона.

При этом, ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в установленном данной статьёй порядке либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 ЗК РФ.

Исходя из смысла п. 4 и п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что только если в течении 30 дней со дня опубликования извещения заинтересованные лица не подали заявлений о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трёх экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.

При этом, в соответствии с п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьёй 39.17 настоящего Кодекса.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов возможно осуществить без учета особенностей, предусмотренных вышеизложенными нормами регионального законодательства, но в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации – ст. 39.14, основаны на неверном толковании норм действующего земельного законодательства.

Здесь же судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки муниципального образования Железнодорожненское сельское поселение, спорный земельный участок находится в зоне Ж-1, к основным видам разрешённого использования которой относится в том числе индивидуальное жилищное строительство (код. 2.1.), ведение личного подсобного хозяйства (2.2.).

В соответствии с оспариваемым постановлением, в аренду передаётся земельный участок с кодом вида разрешённого использования 2.2.

Согласно Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённых приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540, наименование вида разрешённого использования с кодом 2.2. - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Вместе с тем, как верно учёл суд первой инстанции, принимая оспариваемое постановление, администрация Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, руководствовалась пп. 15 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 ЗК РФ, а также нормами Закона №66-ЗРК/2015, без учёта особенностей, установленных абзацем вторым части 1 статьи 18 Закона №66-ЗРК/2015.

При этом, в силу ч. 4 ст. 7 Закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования формируются и ведутся органами местного самоуправления сельских поселений по месту жительства граждан, категории которых установлены ст. 4 Закона №66-ЗРК/2015 (п.1.2 Порядка).

Из пункта 1 ст. 4 Закона №66-ЗРК/2015 следует, что право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют следующие категории совершеннолетних граждан Российской Федерации: 1) ветераны Великой Отечественной войны; 2) инвалиды Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий, за исключением лиц, указанных в пункте 11 настоящей части; 4) инвалиды боевых действий, за исключением лиц, указанных в пункте 12 настоящей части; 5) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и подлежащие реабилитации либо пострадавшие от политических репрессий; 6) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 7) инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы; 8) лица, воспитывающие трёх и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, а также принятых под опеку (попечительство), за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а при обучении детей в общеобразовательных организациях по очной форме обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; 9) лица, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчёте на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина; 10) лица, воспитывающие ребёнка-инвалида, включая усыновлённых и принятых под опеку (попечительство); 11) ветераны боевых действий, лица, имеющие правоотношения с организацией, осуществляющей защиту интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов, направлявшиеся для обеспечения выполнения служебно-боевых задач или принимавшие участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области (далее - специальная военная операция), имеющие постоянную регистрацию (постоянно проживающие) на территории Республики Крым по состоянию на 24.02.2022; 12) инвалиды боевых действий, лица, имеющие правоотношения с организацией, осуществляющей защиту интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении служебно-боевых задач или участии в боевых действиях в ходе специальной военной операции, имеющие постоянную регистрацию (постоянно проживающие) на территории Республики Крым по состоянию на 24.02.2022; 13) члены семей погибших (умерших) лиц, указанных в пунктах 11 и 12 настоящей части.

При этом, как следует из материалов дела, Петросян В.М. не относится к категории лиц, перечисленных в ст. 4 Закона №66-ЗРК/2015 и не был включён в списки очередности органом местного самоуправления.

В связи с тем, что несоблюдение администрацией Железнодорожненского сельского поселения императивных требований закона о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (п.1 ст.39.6 ЗК РФ), при принятии решения о передаче в аренду без проведения торгов земельного участка гражданину, который в силу закона не имел такого права, привело к ограничению доступа к участию в торгах иных претендентов, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания договора аренды земельного участка ничтожной сделкой и применении последствий её ничтожности.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия признаёт выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для предоставления ответчику в аренду без проведения торгов спорного земельного участка верными, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Иные доводы апеллянта правового значения не имеют, поскольку не влияют на правильное по существу решение суда, при этом указанные доводы сводятся к изложению апеллянтом своей позиции по делу, собственному пониманию норм материального права, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену судебного постановления в апелляционном порядке.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14. декабря 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев через Бахчисарайский районный суд Республики Крым.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 5 июня 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-4786/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Бахчисарайского района
Ответчики
Администрация муниипального образования Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района
Петросян Ваган Мамиконович
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Копаев Анатолий Александрович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
04.04.2024Передача дела судье
29.05.2024Судебное заседание
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее