Дело № 2-127/2022
УИД 32RS0028-01-2021-001865-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Сухарьковой Е.В.,
при секретаре Верещако З.Б.,
с участием представителя истца Зайцевой Н.М.,
представителя ответчика Рубайло Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области (далее по тексту -прокурор) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при проверке исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при реализации законодательства, регламентирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок, было установлено, что на территории Стародубского муниципального округа в с. Степок на улице Садовой расположена детская площадка, находящаяся в общем пользовании. При этом в ходе проверки установлено, что данная детская площадка не оборудована ударопоглощающим покрытием, земельный участок, на котором она расположена, не поставлен на кадастровый учет, оборудование детской площадки в муниципальную собственность не принято, содержание детской игровой площадки не осуществляется. Истец считает, что указанное бездействие органа местного самоуправления повлечет нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья и может привести к травматизму несовершеннолетних. Просит обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области принять меры по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположена детская игровая площадка на улице Садовой в с. Степок Стародубского района Брянской области, а также принять в муниципальную собственность движимое имущество – игровое оборудование детской площадки (горку для детской площадки, карусель с сиденьями и качели).
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Стародубского муниципального округа Брянской области - Рубайло Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражала, признала, что, действительно, на территории Стародубского муниципального округа по указанному адресу находится детская площадка с расположенным на ней игровым оборудованием, указанным в иске. Данный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на него не оформлено, игровое оборудование в муниципальную собственность не принято. Администрация муниципального округа провела проверку данной детской площадки, было принято решение об оформлении на данный земельный участок права муниципальной собственности и принятия в муниципальную собственность расположенного на ней игрового оборудования. Однако для этого требуются определенные денежные и временные затраты. Просит суд предоставить срок для исполнения исковых требований не менее 6 месяцев.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления Росреестра по Брянской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей – это система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; отдых детей и их оздоровление – это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В соответствии с ч.2 ст. 4 и ст. 12 указанного Федерального закона государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. При этом органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно п.13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 130 и ст. 131 ГК РФ земельные участки, на которых расположены детские площадки, относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которое, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; оборудование игровых площадок относится к движимому имуществу, регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. При этом согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами дела установлено, что земельный участок, на котором расположена детская площадка с игровым оборудованием, на улице Садовой в с. Степок Стародубского района Брянской области не состоит на кадастровом учете, право муниципальной собственности на него не оформлено, игровое оборудование, расположенное на данной площадке, в перечень муниципального имущества администрации Стародубского муниципального округа не включено.
В связи с отсутствием игрового оборудования детских площадок в муниципальной собственности, их ремонт и обслуживание не происходит, что также подтверждено исследованными материалами дела, в связи с чем указанное оборудование может представлять опасность и угрозу жизни несовершеннолетним, использующим его.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, на котором расположена детская площадка, и отсутствие муниципальной собственности на игровое оборудование данной площадки нарушают права и законные интересы несовершеннолетних граждан на безопасный отдых.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь положениями ст. 204 ГПК РФ, принимая во внимание, что исполнение требований истца влечет для ответчика определенные материальные затраты, а также процедура оформления всех необходимых документов длительна по времени, суд считает необходимым установить срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу для исполнения решения суда, поскольку данный срок является разумным и достаточным для совершения указанных судом действий, обеспечивающим баланс интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Стародубского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположена детская игровая площадка на улице Садовой в с. Степок Стародубского района Брянской области.
Обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность игровое оборудование: горку для детской площадки, карусель с сиденьями и качели, расположенные на детской площадке, расположенной на улице Садовой в с. Степок Стародубского района Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Сухарькова
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 г.