УИД77RS0021-02-2022-012159-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2023 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сайбель В.В.,
при помощнике Кислицыной Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
гражданское дело по иску военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ Министерства обороны России» о понуждении к планировке работ по приведению системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка в соответствии с требованиями закона
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор 73 военный прокуратуры гарнизона обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению работ по реконструкции системы водопроводно-канализационного хозяйства.
В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов АО «ОКОС» проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами МО РФ законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в рамках обслуживания и эксплуатации объектов казарменно-жилищного фонда и специализированного жилищного фонда, расположенных в военном городке № 2 (пос. Кумачево, Калининградской области, войсковая часть 49289). В результате проверки было установлено, что объекты водопроводно-канализационного хозяйства военного городка № 2, включающие в себя очистные сооружения, наружные сети водоотведения протяженностью 2070 пм, ранее состоящие на бюджетном учете ФГКУ «Северо- Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России с 2017 года переданы в оперативное управление филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Балтийскому флоту. Указанные объекты построены и введены в эксплуатацию в 1952 году, до настоящего времени их капитальный (текущий) ремонт не проводился. Из заключения специалиста следует, что комплекс очистных сооружений военного городка № 2 представляет собой сборные колодцы, самотечные трубопроводы, приемный бункер, блок биологической очистки и вторичные отстойники. Принцип работы указанных очистных сооружений заключается в приеме сточных вод с сетей водоотведения посредством труб водоводов: Ду 150мм, Ду 200 мм, Ду 250 мм в резервуары накопители здания очистных сооружений, в котором предусмотрено содержание насосного оборудования (в настоящее время отсутствует). После, из здания сточные воды попадают в приемный бункер, где происходит фильтрация и первоначальное очищение воды с помощью блоки биологической очистки, затем по самотечным трубопроводам комплекса вода поочередно попадает в сборные колодцы, а затем во вторичные отстойники, где так же фильтруются и отстаиваются до необходимых норм очищения. В дальнейшем очищенная вода выходит на рельеф местности (попадает в окружающую среду). В настоящее время очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, несущие конструкции (стены), фундамент и металлоконструкции объекта имеют явный износ, частично разрушены, инженерные системы (электро-, водо-, теплоснабжение и водоотведение здания, вентиляция) вышли из строя и ремонту не подлежат, необходимые для очистки поступающей воды насосное оборудование на объекте отсутствует. Резервуары-накопители, фильтры и иное необходимое оборудование для очищения воды находится в неудовлетворительном (неисправном) состоянии (нуждается в ремонте /чистке). Учитывая, что очистка сточных вод фактически не производится, в связи с чем, загрязнённые сточные воды сбрасываются в окружающую среду (на почве местности, представляющую собой лесной массив, в глубине которого расположен военный городок № 2), что указывает на бездействие собственника, при том, что командир войсковой части 49289 не имеет собственного финансового органа, не наделен полномочиями по распоряжению имуществом ВС РФ, в том числе, по его приобретению, указанная войсковая часть организационно входит в состав войсковой части 42155, которая входит состав ФКУ «Войсковая часть 51280 «Управления Балтийского флота», прокурор обратился в суд с указанным иском.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2022 года гражданское дело было передано для рассмотрения по подсудности в Зеленоградский районный суд Калининградской области.
В процессе рассмотрения дела военный прокурор заявленные требования уточнил, указал, что иск подан в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2024-2025 года запланировать работы по приведению системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка№ 2 (пос. Кумачево Калининградской области) в соответствии с требованиями закона, обеспечивающим водоотведение из объектов жилищно-коммунального фонда военного городка № 2, расположенных на его территории, путем капитального ремонта очистных сооружений и сетей водоотведения, а именно реконструкции очистных сооружений и замене участка трубопровода водоотведения в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник военного прокурора Савостьянов М.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании уточненные требования поддержал по указанным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Указал, что после того, как работы будут запланированы, они должны быть выполнены, а если не будут выполнены, прокуратура обратиться в суд с новым иском.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, а так же 3-его лица войсковой части 51280 Юдина А.Л. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель 3-е-го лица филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Мерекина Т.В. заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск, в котором просили в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их относимость, допустимость и достоверность по правилам, установленным ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 3 ст. 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно пп. 71 п. 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Материалами дела подтверждается, что Приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2017 за № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, основными целями которого является осуществление эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 18.01.2017 за № 172 объекты движимого и недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в том числе очистные сооружения, расположенные в Калининградской области п. Кумачево (Переславское), военный городок № 2, воинская часть 49289. Данное имущество передано на техническое обслуживание, которые были построены в 1952 году, что подтверждается техническим паспортом очистных сооружений и актом приема-передачи.
Из паспорта очистных сооружений следует, что реконструкция данных очистных сооружений не проводилась, по состоянию на 2017 год они находились в неудовлетворительном состоянии, требовали капитального ремонта.
Сотрудниками филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ проводятся весенние и осенние осмотры системы водоотведения военного городка № 2 пос. Кумачево.
Из данных актов следует, что капитальный ремонт очистных сооружений не проводился, состояние неудовлетворительное, требуется капитальный ремонт, со сроком выполнения- 2023 год( акт от 19.09.2022).
Из акта, составленного представителями АО «ОКОС» 30.12.2021 следует, что очистные сооружения в пос. Кумачево (Переславское) в/ч 49289 находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствует необходимое оборудование, бетонные и металлические конструкции имеют явный износ. Очистка не производится, выявлено нарушение природоохранного законодательства (несанкционированный сброс в водный объект), из чего следует, что очистные сооружения ремонту не подлежат.
В связи с указанным, военный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).
Исходя из пункта 1 статьи 11 ГК РФ, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.
Прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц с целью снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктуры.
Действительно, согласно пп. 64 п. 7 Положения Минобороны России осуществляет экологическое обеспечение Вооруженных Сил в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил) окружающей природной среды.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Вместе с тем, представленное заключение о том, что очистка сточных вод в пос. Кумачево не производится действительно до 20.10.2022, следовательно, в настоящее время доказательств, что система водоотведения оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду не представлено.
В вышеуказанном Указе Президента РФ прямого указания об обязанности Минобороны России обеспечивать охрану окружающей среды не имеется.
Кроме того, заявленные военным прокурором требования о понуждении Минобороны РФ к планированию работ на 2024 и 2025 года с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств по приведению системы в соответствии с требованиями закона путем капитального ремонта, а именно реконструкции очистных сооружений не приведут к охране окружающей среды от сточных вод, выходящих из военного городка № 2.
Из отзыва ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ следует, что по результатам плановых осмотров объекта командованию воинской части необходимо принять решение о целесообразности дальнейшего использования того или иного здания по назначению. После наличия такой целесообразности пользователю необходимо обратиться в Департамент строительства на проведение капитального ремонта, если нет целесообразности, то обратиться в Департамент военного имущества о списании объекта недвижимости вустановленным порядком.
При планировании капитального ремонта (реконструкции) в соответствии с «Алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации» командиру войсковой части необходимо сформировать тактико-техническое задание и направить его в 708 отдел координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск Западного военного округа, для дальнейшего включения в план (титул) капитального ремонта. Техническое обследование и определение физического износа здания проводится в рамках разработки проектно- сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию. Затраты на проведение инженерных изысканий и проектирование объектов реконструкции и капитального ремонта возложены на Департамент строительства Минобороны России.
Таким образом, имеется установленный порядок, который необходимо пройти до того, как определять работы, которые прокурор указал в поданном иске, однако доказательств, что такая процедура проведения работ была проведена, прокурором не представлено.
Более того, судом учитывается, то к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации пп. 68 п. 7 Положения № 1082, среди прочего отнесена организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатация таких объектов.
При этом согласно п. 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
В п. 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" (п. п. 15 и 16 Руководства).
Вместе с тем, заявляя требования о запланировании работ Министерством обороны РФ, как по капитальному ремонту, так и по реконструкции очистных сооружений, прокурор заявляет разные виды работ, что приведет к невозможности исполнения решения суда, в связи с чем заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных военным прокурором 73 военной прокуратуры гарнизона, требований в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ Министерства обороны России» о понуждении, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2024-2025 года запланировать работы по приведению системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка№ 2 (пос. Кумачево Калининградской области) в соответствии с требованиями закона, обеспечивающим водоотведение из объектов жилищно-коммунального фонда военного городка № 2, расположенных на его территории, путем капитального ремонта очистных сооружений и сетей водоотведения, а именно реконструкции очистных сооружений и замене участка трубопровода водоотведения в течение двух лет с момента вступления решения с уда в законную силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в окончательном виде 03 апреля 2023 года.
Судья подпись В.В. Сайбель
Копия верна:
Судья Зеленоградского районного
Суда Калининградской области: В.В. Сайбель