Дело № 12-294/17
РЕШЕНИЕ
04 мая 2017 года г.Владивосток,
ул. Адмирала Фокина 23А
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Михайлова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края № от дата, которым должностное лицо заказчика – директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.,
установил:
постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края № от дата должностное лице заказчика - директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, что в нарушение требований законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении не были выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение, в частности не доказана вина ФИО1 в совершенном правонарушении, поскольку он не является должностным лицом, ответственным за отправку уведомлений. Кроме того, уведомление о заключении госконтракта не могло быть представлено в срок, поскольку подписанные экземпляры контрактов поступили в Департамент позднее даты заключения договора. На основании изложенного, просит суд освободить ФИО1 от административной ответственности по постановлению № от дата в связи с отсутствием в его действиях вины.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом посредством телефонограммы, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Защитник ФИО1 – ФИО7 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель правового департамента Администрации Приморского края ФИО6 против доводов жалобы возражала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья полагает вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
В силу части 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Из постановления административного органа от дата № следует, что на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчиком департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края дата заключен контракт № с ООО «Регионтрейд», как единственным поставщиком продовольственных товаров, в целях оказания ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -Контракт).
Уведомление о заключении контракта с копией заключенного контракта и с обоснованием его заключения, согласно ч. 2 ст. 93 ФЗ, должны были быть направлены не позднее дата (среда).
В соответствии с п. 2.2.1 Инструкции по делопроизводству в Администрации Приморского края, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от дата №-па, (далее - Инструкция) документы, создаваемые в Администрации Приморского края, государственных органах, подразделениях, оформляются на бланках стандартных листов бумаги формата А4, А5 либо в виде электронных документов.
Заказчик уведомил контрольный орган в сфере закупок (правовой департамент Администрации Приморского края) о заключении Контракта в электронной форме через систему электронного документооборота (СЭД).
Согласно п. 2.3.6 Инструкции датой для электронных документов является дата подписания электронной подписью.
В соответствии с п. 3.5.7 Инструкции регистрация отправленных документов осуществляется в день их подписания или на следующий рабочий день.
Пунктом 8.10 Инструкции установлено, что единицей учета электронного документа является электронный документ, зарегистрированный в СЭД. Электронный документ, имеющий приложения, регистрируется как один документ.
Согласно «Карточке регистрации документа» (реквизит «краткое содержание» - уведомление о заключении госконтракта № от дата) исходящей датой документа, зарегистрированного под номером №, является дата (пятница).
Согласно листу согласования к документу № от дата согласование документа инициировано дата. Указанный документ подписан директором Заказчика дата в 19:32.
Таким образом, Заказчик уведомил о заключении контракта от дата № орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Приморского края, дата, что является нарушением требований ч. 2 ст. 93 Федерального закона.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 107 Федерального закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Правовым департаментом Администрации Приморского края письмами от дата №, от дата № было направлено требование Заказчику о предоставлении информации о должностном лице Заказчика, ответственного за направление уведомления о заключении Контракта, с приложением подтверждающих документов.
Заказчик письмом от дата № сообщил, что лицом, ответственным за направление уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являлась специалист 2 разряда Заказчика ФИО4 (с приложением копий документов: приказа от дата № «О создании единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края» (далее - Приказ №), должностного регламента государственного гражданского служащего Приморского края, замещающего должность государственной гражданской службы Приморского края в отделе целевых программ, экономики и поставок Заказчика, утвержденного директором ФИО1 дата (ведущего специалиста 2 разряда ФИО4)
При рассмотрении представленных документов установлено, что ФИО4 не является должностным лицом Заказчика, ответственным за направление уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Приказом № ФИО4 назначена секретарем единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края.
Согласно п. 1.1 положения о Единой комиссии, утвержденного Приказом №, данное положение определяет понятие, цели создания, функции, состав и порядок деятельности Единой комиссии путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов способом запроса котировок цен, товаров, работ, услуг, путем предварительного отбора (запрос котировок участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и путем запроса предложений.
Пунктом 6.7 положения о Единой комиссии установлено, что секретарь Единой комиссии:
осуществляет подготовку заседаний Единой комиссии, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов Единой комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям, в том числе извещает о времени и месте проведения заседаний и обеспечивает членов Единой комиссии необходимыми материалами;
оформляет протоколы, предусмотренные законом, и представляет их на подпись членам Единой комиссии и заказчику;
осуществляет иные действия организационно-технического характера, связанные с работой Единой комиссии.
Таким образом, в функции секретаря Единой комиссии не входит направление уведомлений о заключении государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Должностными обязанностями ведущего специалиста 2 разряда, установленными разделом 3 Должностного регламента ФИО4, также не предусмотрена обязанность уведомлять о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контрольный орган в сфере закупок в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Правовым департаментом Администрации Приморского края было направлено Заказчику письмо от дата №, содержащее вышеуказанные пояснения и запрос о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих обязанности ответственного должностного лица.
Заказчик письмом от дата № сообщил, что лицом, ответственным за направление уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), является контрактный управляющий ФИО3 - заместитель директора департамента - начальник отдела исполнения бюджета и финансового контроля Департамента, в связи с тем, что:
п.1 приказа Заказчика от дата № «О назначении контрактного управляющего» (далее - приказ №) ФИО3 назначен контрактным управляющим Заказчика;
п. 2 приказа № контрактному управляющему при исполнении возложенных обязанностей приказано руководствоваться приказом Минрегиона Российской Федерации от дата № «Об утверждении Типового положения (регламента) о государственной контрактной службе».
Однако, приказом Заказчика от дата №а Заказчик изложил п. 2 приказа № в новой редакции, утвердив Положение (регламент) о контрактном управляющем департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее - Регламент).
Согласно п. 3.1.2 Регламента контрактный управляющий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Раздел 3 Регламента «Должностные обязанности и функции» не содержит пункта, содержащего обязанность контрактного управляющего уведомлять о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контрольный орган в сфере закупок в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с п. 3.1.3 Регламента контрактный управляющий обязан исполнять поручения руководителя, данные в пределах его полномочий.
Документов, подтверждающих, что ФИО3 было дано поручение руководителем уведомить контрольный орган в сфере закупок о заключении Контракта, Заказчиком не представлено.
Таким образом, в департаменте сельского хозяйства и продовольствия Приморского края не определено конкретное должностное лицо, ответственное за направление уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контрольный орган в сфере закупок в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с п. 3.1 Положения о департаменте сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от дата №-па (далее - Положение), департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Приморского края.
Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач и осуществление им своих полномочий и функций. 7
Пунктом 3.3.2 Положения установлено, что директор распределяет обязанности между своими заместителями и сотрудниками департамента.
Согласно п. 2.1.5 Положения департамент осуществляет закупку товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением деятельности департамента, а также в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая, что директором Заказчика в целях исполнения требований ч. 2 ст. 93 Федерального закона указанная обязанность не была возложена на конкретное должностное лицо Заказчика, директор несет персональную ответственность за несоблюдение требований Федерального закона.
Приказом Губернатора Приморского края от дата №-л ФИО1 принят на государственную гражданскую службу на должность директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края с дата.
Таким образом, ФИО1 является должностным лицом заказчика.
Следовательно, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО1 являлось правомерным.
Между тем, в судебном заседании установлено, что подписанные ИП ФИО5, являющимся управляющим сети гипермаркетов Три Кота, экземпляры государственных контрактов, в том числе государственного контракта № от дата, поступили в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края лишь дата, то есть позднее даты заключения контракта, в связи с чем заказчик не имел возможности уведомить орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Приморского края, о заключении контракта от дата № до даты поступления подписанных и скрепленных печатью экземпляров государственных контрактов в департамент. Указанные обстоятельства подтверждаются сопроводительным письмом ИП ФИО5, управляющего сети гипермаркетов Три Кота, от дата с входящим штампом департамента б/н от дата.
Указанное доказательство не являлось предметом оценки уполномоченного должностного лица административного органа, при этом данное доказательство имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ решение может быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса постановление должностного лица подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в должностному лицу отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края № от дата, которым должностное лицо заказчика – директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб., отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края
Судья Т.А.Михайлова