№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Городской округ Люберцы ДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Деевой Е.Б., при секретаре судебного заседания Барахтановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Люберецкого городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Дзержинский Московской области, МБОУ «СОШ №» об устранении нарушений антитеррористического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Люберецкий городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что Люберецкой городской прокуратурой с привлечением сотрудников Люберецкого ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» проведена проверка на предмет соблюдения МБОУ «СОШ №» требований антитеррористического законодательства.
Согласно п.1.1 Устава МБОУ «СОШ №» учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижений которых она создана.
В соответствии с п.1.8 Устава МБОУ «СОШ№» учредителем учреждения является муниципальное образование «<адрес> Дзержинский Московской области» Функции и полномочия Учредителя, а также права собственника в отношении муниципальной собственности от имени городского округа осуществляет администрация муниципального образования «<адрес> Дзержинский Московской области».
Пунктом 1.15 Устава МБОУ «СОШ№» предусмотрено, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение (в виде субвенций и субсидий) выполнения муниципального задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества закрепленного за школой.
В силу р.6.1,6.6 Устава МБОУ «СОШ№» учредитель закрепляет за школой на праве оперативного управления недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>.
Таким образом, обязанность по финансированию МБОУ «СОШ№» в целях устранения нарушений антитеррористического законодательства возложена на администрацию муниципального образования «<адрес> Дзержинский Московской области».
В ходе проверки выявлено, что в нарушении вышеназванных нормативно-правовых актов на образовательном объекте МБОУ «СОШ №», спортивной площадке по адресу: <адрес>А, отсутствует система видеонаблюдения, обеспечивающая архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Отсутствие системы видеонаблюдения на образовательном объекте не позволяет своевременно и в полном объеме осуществлять мероприятия по обнаружению и пресечению посягательств, направленных на целостность и безопасность объекта.
Неисполнение требований антитеррористической защищенности объектов влечет повышенную вероятность совершения актов незаконного вмешательства, создает угрозу безопасной деятельности образовательного учреждения, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Истец просил суд признать незаконным действия МБОУ «СОШ №» по эксплуатации образовательного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с нарушением требований антитеррористического законодательства, а именно, ввиду отсутствия на спортивной площадке образовательной организации системы видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение месяца.
Обязать МБОУ «СОШ №» на образовательном объекте, расположенном по адресу: <адрес>, устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, а именно оборудовать спортивную площадку образовательной организации системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> Дзержинский Московской области» профинансировать МБОУ «СОШ №» для устранения нарушений требований антитеррористического законодательства, а именно оборудования спортивной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Помощник Люберецкого городского прокурора Калугина П.Е. в судебное заседание явилась, исковые требования уточнила в порядке статьи 39 ГПК РФ, просила суд признать незаконным действия МБОУ «СОШ №» по эксплуатации образовательного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с нарушением требований антитеррористического законодательства, а именно, ввиду отсутствия на спортивной площадке образовательной организации системы видеонаблюдения.
Обязать МБОУ «СОШ №» на образовательном объекте, расположенном по адресу: <адрес>, устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, а именно оборудовать спортивную площадку образовательной организации системой видеонаблюдения.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> Дзержинский Московской области» профинансировать МБОУ «СОШ №» для устранения нарушений требований антитеррористического законодательства, а именно оборудования спортивной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.
Поддержала уточненные требования в полном объеме, указала, что недочеты не устранены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасной деятельности образовательного учреждения.
Представитель ответчиков Администрации г.о Дзержинский Московской области, МБОУ «СОШ№» по доверенности М в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указала, что на территории МБОУ «СОШ №» установлены системы видеонаблюдения.
Представитель третьего лица Люберецкий ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Московской области» в судебное заседание явился, указал, что по состоянию на сегодняшний день недостатками не устранены, о чем представил суду соответствующий акт осмотра.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен В, который пояснил суду, что камеры на территории школы должны обхватывать всю территорию объекта, данные должны храниться на сервере. Камера, установленная в МБОУ «СОШ№» охватывает только одну часть вход не видно, спортивная площадка не охватывается. Камера, на которую ссылается ответчик, установлена на другом здании по <адрес>, не МБОУ СОШ №.
Также в качестве свидетеля судом допрошен Старший специалист ЦРО 4, старшего лейтенанта О который пояснил суду, что на территории установлено 9 камер, к двум из них нет пароля у директора. Камеры, к которым есть доступ, не обхватывают критические точки, в том числе спортивную площадку. Камера, на которую ссылается ответчик, установлена на другом здании по <адрес>, не МБОУ СОШ №.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам зашиты гражданских прав относится восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой с привлечением сотрудников Люберецкого ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» проведена проверка на предмет соблюдения МБОУ «СОШ №» требований антитеррористического законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что образовательному объекту МБОУ «СОШ№», расположенному по адресу: <адрес>, г.о. Дзержинский, <адрес>А, по результатам проведенного обследования присвоена третья категория опасности.
Вместе с тем, проведенной проверкой выявлено, что в нарушение нормативно-правовых актов на образовательном объекте МБОУ «СОШ№» на спортивной площадке отсутствует система видеонаблюдения. Данные обстоятельства в свою очередь влекут повышенную вероятность совершения актов незаконного вмешательства, создает угрозу безопасной деятельности образовательного учреждения, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые вступили в силу 17.08.2019 г.
Согласно п. 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п.1.8 Устава МБОУ «СОШ№» учредителем учреждения является муниципальное образование «<адрес> Дзержинский Московской области» Функции и полномочия Учредителя, а также права собственника в отношении муниципальной собственности от имени городского округа осуществляет администрация муниципального образования «<адрес> Дзержинский Московской области».
Согласно п.1.1 Устава МБОУ «СОШ №» учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижений которых она создана.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
"Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г.) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основе вышеизложенного, учитывая, что прокурором доказан факт того, что ответчиком МБОУ «СОШ№» не соблюдаются требования антитеррористического законодательства, требования Люберецкого городского прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Стороной ответчика доказательств опровергающих доводы истца суду не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Люберецкого городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга ли к Администрации городского округа. Дзержинский Московской области, МБОУ «СОШ№» об устранении нарушений антитеррористического законодательства – удовлетворить.
Признать незаконными действия МБОУ «СОШ№» по эксплуатации образовательного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с нарушением требований антитеррористического законодательства, а именно в виду отсутствия на спортивной площадке образовательного учреждения системы видеонаблюдения.
Обязать МБОУ «СОШ№» на образовательном объекте, спортивной площадке по адресу: <адрес> устранить нарушение требований антитеррористического законодательства, а именно оборудовать объект спортивную площадку, системой видеонаблюдения.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> Дзержинский Московской области» профинансировать МБОУ МБОУ «СОШ №» для устранения нарушений требований антитеррористического законодательства, а именно оборудования образовательного объекта, спортивной площадки, по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГ.
Судья Е.Б. Деева