УИД 52RS0013-01-2022-003239-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса 11 апреля 2023 года
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., при секретаре Алексеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Киселевой Т.В. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную страховую пенсию по старости и её назначении,
УСТАНОВИЛ:
Киселева Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с … г. по … г. (…), с … г. по … г. (…) в …, с … г. по … г. (…), с … г. по … г. (…) в …, с …г. по … г. (…) в …; признании за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с 05 июля 2022г.; обязании Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 05 июля 2022г.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждения Отделения Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области № 1673 от 11.10.2022г. Киселевой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом ответчиком не были зачтены в стаж периоды её работы: с …г. по …г. (…) в …, с … г. по … г. (…), с …г. по …г. (…) в …, с …г. по …г. (…) в … Периоды не подлежат включению в страховой стаж, так как не подтверждены должным образом компетентным органом Республики Казахстан. В данные периоды работа протекала на территории Республики Казахстан, которая является одной из стран, входящих в Соглашение ЕАЭС. Государственным учреждением Отделением Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области … г. и … г. был направлен формуляр в Республику Казахстан согласно форме, утвержденной Порядком взаимодействия для подтверждения страхового стажа, заработной платы и уплаты страховых взносов. В поступившем ответе на запрос сообщается, что предоставление ответов на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением, не входит в компетенцию ЕНПФ. Считает указанное решение не законным и нарушающим её права. … она обратилась к ответчику с заявлением за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. С … г. по …г. она работала в стоматологической поликлинике города … в качестве санитарки. Затем обучалась в … (…). В соответствии с Постановлением Президиума ВС республики Казахстан № … от … г.: транскрибировать на русском языке наименования: …, …. После окончания обучения в … она работала в …, которая представляла собой стационар – медицинской сестрой детского стационарного отделения. В дальнейшем она перешла на работу в медицинский центр доктора «…», где работала в качестве …. Медицинский центр доктора «…» являлся отделением – …. В медицинском центре существовали палаты разного профиля. В начале … г. указанный медицинский центр прекратил свою деятельность. Она устроилась на работу в … в качестве … (на приеме с врачом терапевтом и окулистом). Таким образом, считает, что указанные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Киселева Т.В. участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в удовлетворении требований просит отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста … лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее … и … и имеют страховой стаж соответственно не менее … лет и … лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 1.1. ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пунктом 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ при назначении пенсии за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, применяются: до 01 января 1992г. Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, для периодов после 01 января 1992г. Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.
Таким образом, данное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Как следует из материалов дела, … года Киселева Т.В. обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В подтверждение необходимого стажа работы приложила, в том числе, трудовую книжку.
Решением комиссии Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области № 1673 от 11.10.2022 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 2 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого страхового стажа.
По данным представителя ответчика, страховой стаж Киселевой Т.В. составляет …, специальный стаж по Списку № 2 составляет ….
При этом ответчиком не были зачтены в страховой стаж, в частности, периоды работы истца с … г. по …г. (…) в …, с … г. по … г. (…), с … г. по …г. (…) в …, с … г. по …г. (…) в ….
При этом указано, что вышеуказанные периоды не подлежат включению в страховой стаж, так как не подтверждены должным образом компетентным органом …. В данные периоды работа протекала на территории …, которая является одной из стран, входящих в Соглашение ЕАЭС. Государственным учреждением Отделением Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области … г. и … г. был направлен формуляр в … согласно форме, утвержденной Порядком взаимодействия для подтверждения страхового стажа, заработной платы и уплаты страховых взносов. В поступившем ответе на запрос сообщается, что предоставление ответов на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением, не входит в компетенцию ЕНПФ.
Однако суд находит неправомерным отказ ответчика во включении в стаж истца части указанных периодов её работы по следующим основаниям.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы по выбору застрахованных может осуществляться с применением законодательства, действовавшего в период работы.
С 01.01.2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г., а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992г.
Изменений или дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно статье 37 Закона республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-Х11 «О пенсионном обеспечении граждан республики Казахстан» право на пенсию за выслугу лет (по перечню учреждений, организаций и должностей, утверждаемому Правительством Республики Казахстан) имели врачи и другие медицинские работники, непосредственно занятые на лечебной работе, - при стаже работы по специальности: мужчины не менее 30 лет, женщины не менее 25 лет.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, утвержден постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 26 сентября 1991 г. N 555.
Вместе с тем, Законом Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. N 32-1 действие ст. 37 Закона "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" от 17 июня 1991 г. N 675-ХП приостановлено с 27 июля 1996 г.
Закон республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-Х11 «О пенсионном обеспечении граждан республики Казахстан», статьей 37 которого устанавливались пенсии за выслугу лет учителям, медицинским работникам, непосредственно занятым на лечебной работе, утратил силу с 01 января 1998 года, и вступил в действие Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" которым не предусмотрено право лиц, осуществляющим лечебную деятельность, на досрочное назначение пенсии по старости, то есть институт досрочных пенсий в указанном государстве утратил силу.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Юридическим фактом для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ является соблюдение одновременно следующих условий: работа необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями - страхователями страховых взносов, достижение соответствующего пенсионного возраста.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017 г. разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до … г. либо до даты отмены института досрочной пенсии.
Из трудовой книжки истца усматривается, что с … г. она принята на должность медсестры детского отделения …, и уволена по собственному желанию … г., основание внесения записи приказ об увольнении № … от … г.
При этом согласно сведениям пенсионного фонда с … г. по …г. значится период ухода Киселевой Т.В. за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из трудовой книжки истца также следует, что … г. Киселева Т.В. принята на должность медицинской сестры поста стационара в …, где она проработала до … г., затем … по … г. Киселева Т.В. работала в должности … в …
При этом, согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Архивными справками ГКУ «Государственный архив Шуского района» управления культуры, архивов и документации … от …, … подтверждается факт работы Киселевой Т.В. в качестве … с … г. по … г., а также факт начисления ей заработной платы за указанный период.
Поскольку данный период истца имел место за пределами Российской Федерации до … г., подтвержден сведениями трудовой книжки истца и соответствующими архивными справками, он подлежит учету при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, в связи с чем, исключая период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком (как заявлено в иске), в стаж работы Киселевой Т.В. подлежат включению периоды её работы в … с … г. по … г. (…) и с … г. по … г. (…).
Период работы истца, равно как и факт начисления ей заработной платы в период с … г. по …г. в … архивными справками, а равно иными документами, представленными как истцом, так и ответчиком и поступившими по запросу суда не подтвержден, в связи с чем оснований для учета указанного периода при исчислении стажа в целях определения права на пенсию истца у суда не имеется, а потому в данной части в иске истцу следует отказать.
При этом период работы Киселевой Т.В. с … г. по … г. (…) в … подлежит включению в стаж её работы, поскольку в данный период времени производилась уплата страховых взносов компетентным органом …, что подтверждено Выпиской по поступлению и движению денежных средств вкладчика Киселевой Т.В. от …, выданной НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», Выпиской из индивидуального пенсионного счета вкладчика Киселевой Т.В. от …, выданной АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан.
Факт работы истца и начисления ей заработной платы в период с … г. по … г. (…) в … подтвержден ответом на судебный запрос из ТСОО … от …, копиями Приказа …….г., Приказа………, справкой о доходах Киселевой Т.В. от……, а также Архивной справкой ТСОО Медицинский центр «…» от ….
Поскольку в данный период времени производилась уплата страховых взносов компетентным органом Республики Казахстан, что подтверждено Выпиской по поступлению и движению денежных средств вкладчика Киселевой Т.В. от …, выданной НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», Выпиской из индивидуального пенсионного счета вкладчика Киселевой Т.В. от …, выданной АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, период работы истца с … г. по … г. (…) в … подлежит включению в стаж её работы в целях определения права на страховую пенсию по старости.
Также следует указать, что условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 10 названных правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру архивными).
Из положений статьи 3 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Периоды работы истца с … г. по … г., с … г. по … г. в …, с … г. по … г. в …, с …г. по …г. в … имели место до регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования (дата регистрации … согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Факт выполнения истцом работы по указанным профессиям нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, был подтвержден соответствующими справками, составленными на русском языке, подписанными уполномоченными лицами, заверенными печатями организации, справки содержат необходимые реквизиты (номер, дату) и указания на основание их выдачи, а потому с учетом п.4 Рекомендаций подлежат принятию на территории РФ без легализации.
В настоящее время истец проживает в Российской Федерации и её пенсионное обеспечение осуществляется по российскому законодательству. При этом для установления права на пенсию подлежат учету периоды работы истца на территории Республики Казахстан по правилам российского законодательства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, изложенных выше норм права, суд полагает возможным включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с … г. по … г. (…), с … г. по … г. (…) в …, с … г. по … г. (…) в …, с … г. по … г. (…) в …
В соответствии со ст. 22 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом в рамках производства по данному делу, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истца возникло … г., именно с указанной даты ей подлежит назначению страховая пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Киселевой Т.В. (…) удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Киселевой Т.В.: с … г. по … г. (…), с … г. по … г. (…) в …, с … г. по … г. (…) в …, с … г. по … г. (…) в ….
Признать за Киселевой Т.В. право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с … г.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области назначить Киселевой Т.В. досрочную страховую пенсию по старости с … года.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области Киселевой Т.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья – Ю.О. Красовская