Дело № 12-125/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Магнитогорск 12 июля 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Шлемова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области протест Карталинского транспортного прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3КоАП РФ от 26.03.2021, в отношении должностного лица – <данные изъяты> Вагонного ремонтного депо Магнитогорск Самарского представительства «Вагонная ремонтная компания-1» Шилова Е.В.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Южно-Уральского территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, заместителя главного государственного санитарного врача по Южно-Уральской железной дороге от 26.03.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> Вагонного ремонтного депо Магнитогорск Самарского представительства «Вагонная ремонтная компания-1» Шилова Е.В. прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В протесте, поданном в суд, Карталинский транспортный прокурор просит об отмене постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Южно-Уральской железной дороге от 26.03.2021, возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, полагая вынесенное 26.03.2021 постановление незаконным.
Карталинский транспортный прокурор в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Шилов Е.В. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Административный орган Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Южно-Уральский территориальный отдел о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель не явился, представил возражения на протест.
Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Из материалов дела следует, что Карталинской транспортной прокуратурой 18.02.2021 проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Вагонном ремонтном депо Магнитогорск АО «Вагоноремонтная компания-1», в ходе которой установлено, что на момент проведения проверки проект санитарно-защитной зоны отсутствует, предприятием не разработан и не утвержден. По результатам проверки Карталинский транспортный прокурор пришел к выводу о нарушении Обществом требований ст.20 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения Карталинским транспортным прокурорам постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Общества Шилова Е.В.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.12 указанного закона санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 20 закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон.
В соответствии с п. 2 Постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Требования об установлении таких зон закреплены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Указанные санитарные правила и нормативы разработаны с целью обеспечения безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к предприятиям и иным объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, за счет установления вокруг таких объектов специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух.
В силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, ее размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
При рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу об отсутствии в действиях главного инженера ВЧДР Магнитогорск признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ. При этом в постановлении по делу об административном правонарушении должностное лицо административного органа ссылается, в том числе на протокол испытаний № 96 от 16.12.2020, отчет от 16.12.2020 о соблюдении установленных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сроком действия по 13.10.2021.
Вместе с тем, вышеуказанные в постановлении документы, а также иные доказательства, позволяющие сделать вывод об отсутствии события правонарушения в материалы дела не представлены.
Указание в Информации Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора от 19.02.2021об отсутствии нарушений природоохранного законодательства в представленных АО «ВРК-1» документах не свидетельствует о соблюдении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, является преждевременным, обжалуемое постановление, в нарушение требований ст. 29.10 КоАП РФ, - необоснованным.
В нарушение положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не были предприняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Таким образом, должностным лицом, допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ не истек.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление заместителя начальника Южно-Уральского территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, заместителя главного государственного санитарного врача по Южно-Уральской железной дороге от 26.03.2021 по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Южно-Уральского территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, заместителя главного государственного санитарного врача по Южно-Уральской железной дороге от 26.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> Вагонного ремонтного депо Магнитогорск Самарского представительства «Вагонная ремонтная компания-1» Шилова Е.В. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Шилова Е.В. возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Судья: Г.В. Шлемова