дело № 2-1063/2020
УИД: 50RS0036-01-2020-000280-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» июня 2020 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.
при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивоварова Валентина Ивановича к Администрации Пушкинского городского округа Московской области о восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство жилищной политики Московской области,
установил:
Истец Пивоваров В.И. обратился в суд с требованиями к Администрации Пушкинского городского округа Московской области о восстановлении в льготной очереди на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что он стоял на льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид. Включен в эту очередь был до 2005 года. В 2020 году обратился за получением социальной выплаты, на что Администрацией было отказано по тем основаниям, что он был снят с льготной очереди из-ща отсутствия необходимых документов. С таким отказом истец не согласен, поскольку каждый раз предоставлял необходимые документы. Оснований для исключения его льготной очереди не было.
В итоговое судебное заседание истец не явился, о слушании дела извещен, ранее иск поддерживал по доводам, изложенным в письменном виде с учетом дополнений.
Представитель администрации Пушкинского городского округа Московской области МО по доверенности Шепеленко М.А. с иском не согласилась, представила суду письменный отзыв на иск, при этом пояснила, что постановка на льготную очередь и снятие с нее осуществляется при анализе периодически предоставляемых льготником документов. Если статус льготника документально не подтвержден, то вносятся соответствующие изменения в очередь. Из учетного дела истца следует, что у него отсутствуют основания находиться на льготной очереди. На предстоящем заседании Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Пушкинского городского округа будет рассматриваться вопрос о снятии Пивоварова В.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку из сведений ЕГРН по состоянию на 16.06.2020 усматривается, что Пивоварова Т.В. (дочь истца), Мартынова С.В. (дочь истца), Щербинина Д.А. (внучка истца), Щербинин С.А. (внук истца) обеспечены жилой площадью на праве собственности, что свидетельствует об обеспеченности семьи Пивоварова В.И., состоящей на учете нуждающихся и зарегистрированных в квартире по адресу: г. Пушкино, 1-й Фабричный пр-д, д.5, кв.7, общей площадью на каждого члена семьи в размере 19,56 кв.м при норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по Пушкинскому городскому округу Московской области составляет 14,0 кв.м (решение Совета депутатов Пушкинского городского округа <адрес> от <дата> №).
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищной политики Московской области, представитель которого в суд не явился, о слушании дела организация извещена в порядке ст.113 ГПК РФ.
По итогам рассмотрения дела суд приходит к следующим выводам.
Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из приведенных норм права следует, что реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем льготной категории граждан, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
В соответствии с законом Московской области от 26.06.2006 №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств Федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее - Закон Московской области № 125/2006-ОЗ), право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями (социальными выплатами на приобретение жилья или строительство жилого помещения) за счет средств федерального бюджета имеют право граждане, относящиеся к категории «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на данный учет до 01.01.2005 года.
Перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона Московской области на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20.11.2013 N 5 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона Московской области N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета". Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению граждан Московской области жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом, в т.ч. порядок оформления, выдачи и погашения Свидетельств, установлен Постановлением Правительства Московской области от 21.10.2013 N 845/46 "О мерах по реализации Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Согласно ст. 51 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия с учета.
В силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец Пивоваров В.И. с семьей зарегистрирован в 2-комнатной квартире общей площадью 54,5 кв.м по адресу: <адрес>
Семья истца состоит на общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из обозренных в ходе рассмотрения дела материалов жилищного дела Пивоварова В.И. следует, что Решением исполкома Пушкинского горсовета от 27.09.1983 № 779/21 истец Пивоваров В.И. с семьей из 3 чел. (истец, жена Пивоварова В.Т., дочь Пивоварова (Щербинина) А.В.) были зачислены на общую очередь улучшения жилищных условий.
Решением исполкома Пушкинского горсовета от 13.01.1984 № 13/1 в учетное дело Пивоварова В.И. на основании личного заявления были внесены изменения: включена в состав семьи и зачислена на очередь дочь Пивоварова Т.В.
Постановлением Главы города Пушкино от 30.06.2009 № 174 в учетное дело Пивоварова В.И. на основании личного заявления были внесены изменения, включены в состав семьи и зачислены на очередь: дочь Мартынова С.В., внучка - Щербинина Д.А., внучка Пивоварова А.С., внучка Мартынова Е.Е., зять Щербинин А.А., зять Мартынов Е.В.
Постановлением Главы города Пушкино от 29.12.2009 № 462 в учетное дело Пивоварова В.И. на основании личного заявления были внесены изменения, включен в состав семьи и зачислен на очередь внук Щербинин С.А.
Постановлением Главы города Пушкино от 24.01.2012 №11 в учетное дело Пивоварова В.И. на основании личного заявления были внесены изменения, включен в состав семьи и зачислен на очередь внук Фадеенко И.С., итого 12 чел.
Материалы учетного дела не содержат сведений о включении в качестве члена семьи истца его отца – Пивоварова И.И.
Ранее отец истца Пивоваров И.И. стоял на 10% очереди улучшения жилищных условий (один), о чем суду представлена соответствующая справка от 19.10.1990. Из нее же усматривается, что Пивоваров В.И. стоит с семьей на общей очереди.
С 18.06.1999 истец является инвалидом 3 группы, с 31.01.2008 – 2 группы.
Граждане льготной категории должны быть включены органом местного самоуправления по месту жительства в Сводный список 2 граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 3 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ на основании документов, подтверждающих право граждан на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, определенных пунктом 4.4 Перечня документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета (далее – Перечень), утвержденного распоряжением Министерства жилищной политики Московской области №112 от 06.09.2019.
В соответствии с пунктом 4.4 Перечня, документами, подтверждающими право граждан на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, являются:
1) справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт инвалидности, с указанием группы инвалидности;
2) документ, подтверждающий факт установления инвалидности на момент постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
3) копия решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалида или семьи, имеющей детей-инвалидов, с указанием права на предоставление меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Из документов учетного (жилищного) дела Пивоварова В.И. следует, что им была предоставлена справка ВТЭ-247 №091558, дата первичного освидетельствования Пивоварова В.И. по установлению инвалидности – 18.06.1999.
Пивоваров В.И. был включен в сводный список №2 федеральных льготников по Московской области на предоставление мер социальной поддержки, по состоянию на 01.01.2010 номер очереди №55.
На обращение истца в Администрацию о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения было отказано по тем основаниям, что он не заявлен в сводном Списке №2 федеральных льготников по Московской области.
С таким отказом истец не согласен, в связи с чем просит восстановить его в льготной очереди, в которой он числился ранее.
Возражая против иска, ответчик указывает на то, что в материалах учетного нет документов, достаточных для включения истца в Список №2, поскольку такого решения ранее не принималось, последняя представленная истцом справка об инвалидности №308 от 31.01.2008 года, из которой следует дата переосвидетельствования 01.02.2009 года.
После указанной даты соответствующие документы об инвалидности в учетном деле отсутствуют.
Последний пакет документов был предоставлен истцом в 2016 году, необходимых сведений для включения в Списки №2 он не содержит, что подтверждено материалами учетного (жилищного) дела.
В соответствии с выписками ЕГРП по состоянию на 16.06.2020 г.:
Пивоварова Т.В. (дочь истца ) имеет в собственности жилое помещение 54,5 кв. м по адресу: <адрес> на основании договора дарения квартиры № б/н от <дата> (кадастровый №),
Мартынова С.В. (дочь истца) имеет в собственности жилое помещение площадью 36 кв.м по адресу: <адрес> на основании договора купли продажи № б/н от <дата> (кадастровый №),
Щербинина Д.А. (внучка) имеет в долевой собственности 1/4 долю жилого помещения общей площадью 193,5 кв.м по адресу: <адрес>, р.<адрес>-а, <адрес> на основании договора купли - продажи жилого дома и земельного участка № б/н от <дата>. (кадастровый №); в долевой собственности 1/4 долю жилого помещения общей площадь 95,0 кв.м по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка № б/н от <дата> (кадастровый №),
Щербинин С.А. (внук) имеет в долевой собственности 1/4 долю жилого помещения общей площадью 193,5 кв.м по адресу: <адрес>, р.<адрес>-а, <адрес> на основании договора купли - продажи жилого дома и земельного участка № б/н от <дата>. (кадастровый №); в долевой собственности 1/4 долю жилого помещения общей площадь 95,0 кв.м по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка № б/н от <дата> (кадастровый №).
С учетом приведенных выше фактических обстоятельств дела, которые установлены судом на основании оценки представленных по делу доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, применив приведенные выше нормы права, регулирующие спорные правоотношения в динамике их развития и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении в льготной очереди, поскольку доводы иска не нашли своего документального подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Доводы представителя Администрации о пропуске истцом сроков исковой давности суд отклоняет, поскольку рассматриваемые правоотношения являются длящимися.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пивоварова Валентина Ивановича к Администрации Пушкинского Администрации Пушкинского городского округа Московской области о восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29.06.2020.
Судья