Решение по делу № 33-1174/2022 от 11.01.2022

Судья – Делидова П.О. КОПИЯ

УИД 59RS0004-01-2021-003854-25

Дело № 33-1174/2022

(номер дела в суде первой инстанции 2-2851/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Хузяхралова Д.О., Смирновой М.А.,

при секретаре Синицыной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 09 февраля 2022 года дело по апелляционной жалобе администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 02 сентября 2021 года, которым постановлено:

«возложить на администрацию г. Перми обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества:

- транзитных участков сетей теплоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 153,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 155,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 157,

- тепловой трассы от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Перми.

Возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные транзитные сети:

- транзитных участков сетей теплоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 155,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 157,

- тепловой трассы от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Перми».

Заслушав доклад судьи Хузяхралова Д.О., пояснения представителя ответчиков администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Лазуренко В.П., действующего на основании доверенностей, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Королевой М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Свердловского района города Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, в котором просит:

возложить на администрацию города Перми обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных сетей:

- транзитных участков сетей теплоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 153,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 157,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 155,

- тепловую трассу от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Пермь;

возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные транзитные сети:

- транзитных участков сетей теплоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 153,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 157,

- транзитных участков сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 155,

- тепловую трассу от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Пермь.

В обоснование исковых требований указывает, что посредством тепловой трассы от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Пермь осуществляется теплоснабжение многоквартирного жилого дома по ул. Рабоче-Крестьянская, 17, г. Пермь. Согласно акту осмотра объекта инженерно-технического обеспечения от 11 марта 2020 года тепловая трасса от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская имеет непосредственное присоединение к сетям ООО «Пермская сетевая компания», следующие технические характеристики: диаметр 89, протяженность 2*15 метров, глубина заложения 2, 5 метров, материал сталь, без изоляции, расположен в непроходном канале, на момент осмотра состояние неудовлетворительное. Согласно информации ООО «Пермская сетевая компания» от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская имеет непосредственное присоединение к сетям общества, не является собственником данных сетей. Согласно информации ТСН «ТСЖ Рабоче-Крестьянская, 17» тепловая трасса от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская не входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, находится в неудовлетворительном состоянии. Согласно данным КГАПОУ «Пермский строительный колледж» сеть теплоснабжения к многоквартирному жилому дому по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 17, г. Пермь балансодержателем спорных сетей Колледж не является. Согласно информации департамента имущественных отношений администрации города Перми тепловая трасса от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская в реестре муниципального имущества города Перми не числятся. По данным министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края спорные сети в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются. По данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом спорные сети в реестре федерального имущества отсутствуют. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 января 2020 года сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости: тепловая трасса от тепловой камеры до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская отсутствуют. 18 июня 2020 года департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми принято решение о нецелесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта недвижимости: тепловая трасса от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская 2d 89 мм, ориентировочной протяженности 2*15 п.м. по причине: тепловая трасса построена непосредственно для теплоснабжения здания ул. Рабоче-Крестьянская, 17, г. Пермь, которое числится на балансе колледжа. На сеть оформлен технический паспорт. Затраты на повторное изготовление технического паспорта и обслуживание сети до момента передачи специализированной организации является не целевым расходованием бюджетных средств. Кроме того, установлено, что ООО «Урал Девелопмент» принадлежит на праве собственности сеть теплоснабжения начало жилой дом по ул. Рабоче-Крестьянская, 25, конец жилой дом по ул. Николая Островского, 64а, г. Пермь. В подвале многоквартирного жилого дома ул. Рабоче-Крестьянская, 25, г. Пермь расположена транзитная сеть теплоснабжения, которая не относится к общему имуществу ТСЖ. Согласно акту осмотра объекта инженерно-технического обеспечения от 11 марта 2020 года транзитная сеть теплоснабжения, проходящая в подвале жилого дома № 25 по ул. Рабоче-Крестьянская имеет непосредственное присоединение к сети ООО «Урал Девелопмент», имеет следующие характеристики: диаметр ввод 159 м, задвижка 150, переход 133, протяженность ориентировочная 50 м, материал стать, исполнение двухтрубное, изолирована, состояние удовлетворительное. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 февраля 2020 года сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости теплосеть транзит по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25, г. Пермь отсутствует. Согласно информации администрации Департамента имущественных отношений транзитная сеть теплоснабжения, проходящая в подвале жилого дома № 25 по ул. Рабоче-Крестьянская в реестре муниципального имущества г. Перми не числятся. По данным министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края спорные сети в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются. По данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом спорные сети в реестре федерального имущества отсутствуют. 18 июня 2020 года департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми принято решение о нецелесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта: транзитная сеть теплоснабжения, проходящая в подвале жилого дома № 25 по ул. Рабоче-Крестьянская, 2d 159 мм, ориентировочной протяженностью 50 п.м. по причине: сети теплоснабжения, проходящие транзитом по подвалам жилых домов, являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих соответствующий ресурсы. Деление на участки не допустимо. Внешние сети находятся в собственности ООО «Урал Девелопмент». Транзитные сети должны содержать ООО «Урал Девелопмент». Кроме того, установлено, что тепловая трасса протяженностью 388,6 п.м., начало – ЦТП 37, конец – жилые дома и сеть горячего водоснабжения протяженностью 107,10 п.м., начало – тепловая камера ТК-10к-5-3, конец – жилые дома по ул. Куйбышева, 151, 153, 155, 157, 159, принадлежат на праве собственности, эксплуатируется и обслуживается ООО «Пермская сетевая компания». Согласно данным ООО «Пермская сетевая компания» трубопроводы отопления и горячего водоснабжения, походящие по подвалам жилых домов № 153, 155, 157 по ул. Куйбышева, на балансе ООО «Пермская сетевая компания» не числятся. Балансодержатель транзитных трубопроводов неизвестен. Согласно данным ООО «Новогор-Прикамье» водоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам по ул. Куйбышева, 153, 155, 157 г. Пермь осуществляется посредством самостоятельных вводов сетей холодного водоснабжения, запитанных с уличной сети, находящиеся в эксплуатационной ответственности ООО «Новогор-Прикамье». Согласно данным Министерства по управления имуществом и градостроительной деятельности сети горячего водоснабжения и сети отопления, проложенные в подвалах многоквартирных домов по ул. Куйбышева, №№ 153, 155, 157 в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается. Согласно данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом сети горячего водоснабжения и сети отопления, проложенные в подвалах многоквартирных домов по ул. Куйбышева, №№ 153, 155, 157 в реестре федерального имущества отсутствуют. Согласно данных ТСЖ «Куйбышева, 157», ООО «УК Мой Дом», ООО «Терра партнершип» транзитные трубопроводы теплоснабжения, горячего водоснабжения, проходящие по подвалам многоквартирных жилых домов не входят в состав общего имущества. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости сети горячего водоснабжения и сети отопления, проложенные в подвалах многоквартирных домов по ул. Куйбышева, №№ 153, 155, 157, г. Пермь отсутствуют. Таким образом, спорные сети (транзитные участки сетей теплоснабжения, находящихся в г. Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25, г. Пермь, тепловая трасса от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Пермь, сети горячего водоснабжения и отопления в подвалах многоквартирных жилых домов по адреса: ул. Куйбышева, №№ 153, 155, 157, г. Пермь) являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе не имеется, объекты в реестре муниципальной собственности не значится. Отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве бесхозяйных спорных объектов не основан на вышеуказанных положениях закона. Отсутствие собственника объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению, теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку посредством спорных инженерных сетей оказывает услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 14 июля 2021 года принят отказ от исковых требований прокуратуры Свердловского района г. Перми в части возложения на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) сети теплоснабжения, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 153.

Судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым, ответчики администрация города Перми, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ее заявители приводят доводы о том, что не согласны с выводами суда первой инстанции, считают их несостоятельными, поскольку у суда не имелись правовые основания для признания спорных участков сетей бесхозными. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, в соответствии с возложенным на него обязанностями, проведены соответствующие мероприятия в отношении спорного объекта. Администрацией Свердловского района г. Перми в настоящее время проводятся соответствующие мероприятия по постановке выявленного бесхозного хозяйства на государственный кадастровый учет. По мнению заявителей жалобы, обслуживание спорных транзитных участков инженерных сетей должны осуществлять ООО «Урал Девелопмент» и ООО «ПСК», поскольку данные участки инженерных сетей используются данными организациями и своей производственной деятельности. В отношении тепловой трассы от ТК-369-0-5 до многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Перми, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 17, заявители указали, что не могут принять указанную сеть по процедуре передачи бесхозяйного имущества, поскольку на данную сеть отсутствует техническая документация, а затраты на повторное изготовление технической документации и затраты на обслуживание сети до момента передачи специализированной организации, будут являться нецелевым расходованием бюджетных средств г. Перми. Кроме того, авторы апелляционной жалобы полагают, что в сложившейся ситуации, суду следует учитывать процедуру финансирования за счет бюджетных средств.

Представитель ответчиков администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Лазуренко В.П., в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Пермской краевой прокуратуры Королева М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, с учетом положений части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда приходит к следующим выводам.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах; поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственность. Поскольку данная вещь является объектом водоснабжения, а обязанность городского поселения осуществлять водоснабжение населения надлежащим образом предусмотрена законом, последнее должно принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Свердловского района г. Перми проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, регулирующего принятие в муниципальную собственность бесхозяйных участков коммунальных сетей, в ходе которой выявлены транзитные участки сетей теплоснабжения, находящихся в г. Перми, в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, 25, транзитные участки сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в г. Перми, в подвалах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам ул. Куйбышева, д. 153, д. 155 и д. 157, и тепловая трасса от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, которые не имеют собственника, являются бесхозяйным имуществом.

Председатель ТСН «ТСЖ Рабоче-Крестьянская, 17» 16 марта 2020 года обратился в администрацию Свердловского района г. Перми с заявлением о бесхозяйности сети теплоснабжения от ТК-1 до жилого многоквартирного дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Перми (л.д. 58-59).

В соответствии с информацией, предоставленной ООО «Пермская сетевая компания», сеть теплоснабжения от ТК-1 до многоквартирного жилого дома № 17 по адресу ул. Рабоче-Крестьянская (точка присоединения к сетям ТК 369-0-5) собственностью ООО «Пермская сетевая компания» не является (л.д. 52).

Как следует из письма Пермского муниципального унитарного предприятия «Городское коммунальное и тепловое хозяйство», сеть теплоснабжения от ТК-1 до МКД по ул. Рабоче-Крестьянская, 17 в хозяйственном ведении ПМУП «ГКТХ» не числится, на балансе не состоит, непосредственного присоединения к сетям предприятия не имеет (л.д. 53).

Согласно уведомлению от 20 января 2020 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют зарегистрированные права на объект недвижимости: сеть теплоснабжения от ТК-1 до многоквартирного жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская (л.д. 57).

Согласно данным Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ТУ Росимущества в Пермском крае, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми сеть теплоснабжения от ТК-1 до многоквартирного жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская в реестре государственной собственности федерального и муниципального имущества не числятся (л.д. 55-57)

Из ответа департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 18 июня 2020 года следует, что прием выявленного бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры: тепловой трассы от ТК-369-0-5 до жилого дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, 2d 89 мм, ориентировочной протяженностью 2*15 п.м. в муниципальную собственность г. Перми нецелесообразен, поскольку на сеть оформлен технический паспорт и затраты на повторное изготовление технической документации и обслуживание сети до момента передачи специализированной организации будут являться нецелевым расходованием бюджетных средств г. Перми (л.д. 65-66).

Согласно сведениям КГАПОУ «Пермский строительный колледж» инженерные сети, относящиеся к зданию дома № 17 по ул. Рабоче-Крестьянская, КГАПОУ «Пермский строительный колледж» не принадлежат (л.д. 67).

Из ответа ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 09 июля 2020 года следует, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения на основании концессионного соглашения. Водоснабжение многоквартирных домов № 153, 155, 157, 159 по ул. Куйбышева г. Перми осуществляется посредством самостоятельных вводов сетей холодного водоснабжения, запитанных с уличных сетей, находящихся в эксплуатационной ответственности общества, переданных обществу по концессионному соглашению. Транзитных участков сетей холодного водоснабжения, проходящих по подвалам указанных жилых домов, у ООО «НОВОГОР-Прикамье» не имеется (л.д. 73).

Согласно данным Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ТУ Росимущества в Пермском крае, департамента имущественных отношений администрации г. Перми сети горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, в подвалах многоквартирных жилых домов № 153, 155, 157, 159 по ул. Куйбышева, в реестре государственной собственности федерального и муниципального имущества не числятся (л.д. 75, 76, 78).

Согласно ответу от 06 июля 2020 года ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» не является собственником наружных сетей ГВС и теплоснабжения, к которым подключены дома № 153, 155, 157 по ул. Куйбышева в г. Перми, а также не являются собственниками транзитных сетей ГВС и теплоснабжения, проходящим по подвалам указанных домов (л.д. 79).

Согласно ответу от 02 июля 2020 года ООО «Пермская сетевая компания» транзитные трубопроводы отопления и горячего водоснабжения, проходящие по подвалам жилых домов № 153, 155, 157 по ул. Куйбышева, на балансе ООО «ПСК» не числятся, балансодержатель транзитных трубопроводов неизвестен (л.д. 82-83).

Согласно информации представленной администрацией Свердловского района г. Перми от 07 июля 2020 года участок сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящих по ул. Куйбышева, 153, 155, 157 не является муниципальной собственностью. Участок сети по подвалу по ул. Куйбышева, 153 г. Перми не является бесхозяйным, но имеет признаки бесхозяйного имущества на основании обращения ООО «Пермская сетевая компания» и проводятся мероприятия по признанию данного объекта бесхозяйным (л.д. 111-112).

Из ответа департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 18 июня 2020 года следует, что прием выявленного бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры: транзитной сети теплоснабжения, проходящей в подвале жилого дома № 25 по ул. Рабоче-Крестьянская, 2d 159 мм, ориентировочной протяженностью 50 п.м. в муниципальную собственность г. Перми нецелесообразен, поскольку сети теплоснабжения, проходящие транзитом по подвалам жилых домов, являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих соответствующие ресурсы, деление на участки в данном случае недопустимо. Внешние сети находятся в собственности ООО «Урал Девелопмент» (л.д. 113).

Согласно акту, составленному представителями администрации Свердловского района г. Перми, ПМУП «Городское и коммунальное тепловое хозяйство, ООО «Пермская сетевая компания», ООО «Урал Девелопмент» 11 марта 2020 года при осмотре объекта инженерно-технического обеспечения - транзитной сети теплоснабжения, проходящей в подвале жилого дома № 25 по ул. Рабоче-Крестьянская с непосредственным присоединением к трубе ООО «Урал Девелопмент» установлено следующее: диаметр ввод 159 м, задвижка 150, переход на 133, протяженность ориентировочная 50 м, материал сталь, исполнение двухтрубное, изолирована, на выходе задвижек нет, состояние удовлетворительное (л.д. 114).

Согласно уведомлению от 17 февраля 2020 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют зарегистрированные права на объект недвижимости: теплосеть по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 25, транзит (л.д. 115).

Согласно ответу ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» сеть теплоснабжения, проходящая по жилому дому (транзит) по ул. Рабоче-Крестьянская, 25 в хозяйственном ведении ПМУП «ГКТХ» не числится, на балансе не состоит, непосредственного присоединения к сетям предприятия не имеет (л.д. 116).

Согласно данным Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ТУ Росимущества в Пермском крае, департамента имущественных отношений администрации г. Перми транзитная сеть теплоснабжения, проходящая в многоквартирном жилом доме № 25 по ул. Рабоче-Крестьянская, г. Перми в реестре государственной собственности федерального и муниципального имущества не числятся (л.д. 117-119).

Согласно уведомлению ТСЖ «Рабоче-Крестьянская, 25» в подвале дома находится участок теплотрассы, не имеющий отношения к теплоснабжению жилого дома ТСЖ, документы о его принадлежности кому-либо отсутствуют (л.д. 120).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 14, 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что спорные сети являются бесхозяйным имуществом, поскольку их собственник не установлен, на балансе данные объекты не состоят, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе спорных сетей не имеется, сведений о том, что данные объекты значатся в реестре муниципальной собственности, суду не представлено. Отсутствие собственника объектов и организации, которые следят за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по поставке тепловой энергии населению, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются обоснованными, соответствует материалам дела, и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно пунктам 4 и 8 части 1 статьи 16, пункта 4.3 части 1 статьи 17, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения и водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах городского округа и органы местного самоуправления обладают полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», для чего в собственности муниципальных образований может находиться соответствующее имущество.

По смыслу положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, обладающие правом на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Право собственности на данные объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отсутствие титульного собственника спорных объектов и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанных объектов недвижимости, может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, возникновению споров между хозяйствующими субъектами относительно полномочий по эксплуатации этого имущества.

По делу установлено, что регистрация права на данные сети не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным. Согласно сведениям Управления Россреестра по Пермскому краю, а также объяснениям сторон информация о регистрации прав на спорные объекты отсутствуют, собственники данных объектов не установлены, в реестре муниципальной собственности не значатся, в ведение или управление его организаций или предприятий не переданы, в настоящее время ни у кого на балансе не состоят.

При наличии таких сведений и поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков сети водоснабжения на администрацию как орган местного самоуправления, является верным.

Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что спорные участки сетей принадлежат ООО «ПСК» и ООО «Урал Девелопмент» в силу того, что являются неделимой вещью, судебная коллегия, с учетом отсутствия регистрации права собственности в установленном законом порядке, полагает несостоятельными.

Не имеют ООО «ПСК» и ООО «Урал Девелопмент» полномочий по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйной вещи и последующего признания права собственности в связи с тем, что данные участие присоединены к сетям ООО «ПСК», поскольку такими полномочиями наделен лишь орган местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что само по себе возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию мер постановке на учет бесхозяйного имущества не нарушает прав возможных собственников этого имущества, поскольку заявление о признании права: муниципальной собственности подается органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, в суд только по истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. В указанный период лица, полагающие себя собственниками поставленного на учет в качестве бесхозяйного имущества и считающие свои права нарушенными, вправе защитить их в предусмотренном законом порядке.

Соответственно, в случае, если ООО «ПСК» и ООО «Урал Девелопмент» будут претендовать на право собственности на бесхозяйные участки, оно вправе защитить свои права, предусмотренным частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации способом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено сведений о возможном нахождении спорных объектов в собственности иных лиц, в связи с чем, не доказан факт бесхозяйности спорных сетей, являются несостоятельными.

По мнению суда апелляционной инстанции несостоятелен довод жалоб о том, что прокурором не указаны признаки спорных участков сетей, позволяющих индивидуализировать его как недвижимое имущество, поскольку установлен его адресный ориентир, что позволяет изготовить на него техническую документацию с указанием в ней всех необходимых сведений.

Положения части 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливают обязанность органа местного самоуправления по определению обслуживающей организации бесхозяйных сетей.

Таким образом, посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности водоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Доводы жалобы о том, что полномочия по технической эксплуатации бесхозяйных участков сетей осуществляет ООО "ПСК", сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными сетями, основанием для переоценки выводов суда не являются.

Действительно, исходя из положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ООО «ПСК» осуществляет эксплуатацию указанных бесхозяйных сетей, ввиду того, что они используются для обеспечения водоснабжения и присоединены к сетям ООО «ПСК», в связи с чем несет обязанность по их обслуживанию.

Вместе с тем, такая обязанность ООО «ПСК», не освобождает орган местного самоуправления исполнения предусмотренных теми же положениями закона полномочий в отношении выявленного бесхозяйного имущества.

Кроме того, использование бесхозяйных сетей в целях оказания услуг ООО «ПСК» как единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа, лицом осуществляющим эксплуатацию сетей горячего водоснабжения, не свидетельствует о том, что данное лицо является собственником спорных участков коммунальных сетей, поскольку такая обязанность вытекает не из полномочий собственника, согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а вследствие прямого указания закона на несение такой обязанности эксплантата сети и статуса единой теплоснабжающей организации, независимо от владения этим имуществом на законном основании.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Перми от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Председательствующий -

Судьи -

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 11 февраля 2022 года

33-1174/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Свердловского района города Перми
Ответчики
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
Администрация города Перми
Другие
ООО «Терра партнершип»
Администрация Свердловского района города Перми
ООО «Пермская сетевая компания»
ООО «Управляющая компания «Мой Дом»
ООО «Урал Девелопмент»
ТСЖ «Рабоче-Крестьянская, 25»
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми
Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Рабоче-Крестьянская, 17»
КГАПОУ «Пермский строительный колледж»
ТСЖ «Куйбышева, 157»
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Хузяхралов Дмитрий Олегович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.01.2022Передача дела судье
09.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Передано в экспедицию
09.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее