Решение по делу № 2а-551/2020 от 12.08.2020

                                        

дело № 2а-551/2020

УИД 56RS0015-01-2020-001080-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык                      14 августа 2020 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Беловой Л.В.,

при секретаре Филатовой О.Н.,

с участием прокурора Телегина А.А.,

административного истца Маркабаева Р.Ш.,

представителя административного ответчика – территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области Назаровой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Маркабаева Р.Ш. к территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области об отмене решения от 2 августа 2020 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва,

УСТАНОВИЛ:

    решением Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 23 июня 2020 года №598-I-СД выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва назначены на 13 сентября 2020 года.

    2 августа 2020 года территориальной избирательной комиссией Кувандыкского городского округа Оренбургской области принято решение об отказе Маркабаеву Р.Ш., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва по двухмандатному избирательному округу в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Маркабаев Р.Ш. обратился в суд с административным иском, в котором просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области от 2 августа 2020 года (в административном исковом заявлении дата решения ошибочно указана как 5 августа 2020 года). Заявленные требования мотивировал тем, что поданные им в территориальную избирательную комиссию документы и подписные листы соответствуют требованиям действующего законодательства.

    Определением судьи Кувандыкского районного суда от 12 августа 2020 года к участию в дело в качестве административного ответчика привлечена территориальная избирательная комиссия Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в качестве заинтересованного лица – Избирательная комиссия Оренбургской области.

    В судебном заседании Маркабаев Р.Ш. просил удовлетворить административные исковые требования. Пояснил, что в нарушение требований Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» о выявленных в представленных документах и подписных листах недостатках избирательная комиссия ему не сообщала, устранить недостатки не предлагала. Допущенные им нарушения являются несущественными. С учетом количества избирателей на избирательном округе требовалось собрать не менее 10 и не более 14 подписей избирателей. Им было собрано 14 подписей избирателей. Подписи собирал и удостоверял он сам. По незнанию бланки подписных листов были приобретены им за счет собственных наличных денежных средств, а не за счет средств избирательного фонда.

    Представитель ответчика – председатель территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области – Назарова Н.М., действующая на основании постановления избирательной комиссии Оренбургской области от 6 июня 2020 года , просила отказать в удовлетворении административных исковых требований. Пояснила, что при анализе представленных Маркабаевым Р.Г. подписных листов установлено, что в них отсутствует подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата её внесения, имеются неоговоренные исправления в дате рождения одного из избирателей, в связи с чем, все подписи избирателей были признаны недействительными и на основании пункта 7 части 7 статьи 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» Маркабаеву Р.Ш. отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Кроме того, в нарушение действующего законодательства подписные листы оплачены им не за счет средств избирательного фонда, а иных наличных средств.

    Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

    На основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

    Помощник Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области Телегин А.А. дал заключение о необоснованности административных исковых требований Маркабаева Р.Ш. и об отказе в их удовлетворении.

    Выслушав пояснения сторон по делу, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.

    Установлено судом, что решением Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 23 июня 2020 года №598-I-СД на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва.

    Указанное решение опубликовано в газете «Новый путь» №24 (11857) 25 июня 2020 года.

    Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 17 апреля 2020 года №191/1291-6 сформирована территориальная избирательная комиссия Кувандыкского городского округа нового состава, определены члены комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 6 июня 2020 года №198/1321-6 председателем данной территориальной избирательной комиссии назначена Назарова Н.М.

    16 июля 2020 года Маркабаев Р.Ш. уведомил территориальную избирательную комиссию Кувандыкского городского округа Оренбургской области о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ второго созыва по двухмандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, представив необходимые документы.

    24 июля 2020 года в территориальную избирательную комиссию административным истцом сданы 3 подписных листа с подписями 14 избирателей при заявленных 10 избирателей и протокол об итогах сбора подписей.

Решением территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа от 29 июля 2020 года №16/98-2 создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

По результатам проверки подписных листов рабочей группой территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа составлен протокол №1 от 31 июля 2020 года, согласно которому все подписи избирателей в подписных листах, представленных Маркабаевым Р.Ш., являются недействительными по основаниям пункта 8 части 11 статьи 34 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», а именно: подписные листы не заверены собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; не внесена собственноручно дата заверения подписного листа; в первом подписном листе имеется неоговоренное исправление. В нарушение пункта 9 части 11 статьи 34 названного Закона Оренбургской области подписные листы изготовлены с несоблюдением требований, предусмотренных частью 8 статьи 32 настоящего Закона, так как оплачены не за счет средств избирательного фонда кандидата.

    Решением территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области от 2 августа 2020 года Маркабаеву Р.Ш. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ на основании пункта 7 части 7 статьи 35 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

    Обращаясь с административным исковым заявлением в суд в порядке статьи 239 КАС РФ, Маркабаев Р.Ш. просит отменить указанное решение территориальной избирательной комиссии как незаконное.

    Заявленные административным истцом требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2020 года №67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2020 года №67-ФЗ, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи). Аналогичные положения установлены частью 1 статьи 35 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 года) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

На основании пункта «д» части 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 7 части 7 статьи 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Недействительными признаются все подписи избирателей, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (пункт «з» части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и пункт 8 части 11 статьи 34 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 11 статьи 32 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В силу пункта «и» части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными также признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (пункт 9 части 11 статьи 34 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Такие же требования установлены частью 2 статьи 38 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

По делу установлено и подтверждается кассовым чеком от 22 июля 2020 года, выпиской из лицевого счета за период с 21 июля 2020 года по 14 августа 2020 года, что все три подписных листа, поданных Маркабаевым Р.Ш. в территориальную избирательную комиссию, изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата, а оплачены за счет иных личных средств.

Во всех трех подписных листах отсутствует подпись лица, осуществившего сбор подписей, и дата её внесения, имеются неоговоренные исправления в месяце рождения избирателя Ю.И.М. (подписной лист ). Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием оригиналов подписных листов.

Соответственно, все подписи, содержащиеся в подписных листах, обоснованно признаны недействительными, поэтому решение территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области от 2 августа 2020 года об отказе в регистрации Маркабаева Р.Ш. кандидатом в депутаты на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва является законным.

Положения пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 2 статьи 35 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ не допускают внесение изменений и исправлений в подписных листах после их представления в избирательную комиссию, что в судебном заседании подтвердила свидетель Г.О.Н. –секретарь комиссии с правом решающего голоса, поэтому соответствующий довод административного истца о возможности внесения дополнений и исправлений в подписные листы, нельзя признать обоснованным.

Несостоятельным является и довод Маркабаева Р.Ш. о несущественности допущенных им нарушений, поскольку именно он осуществлял сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения, а именно, только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами. Исходя из этого, пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов путем признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительным, если отсутствует подпись лица, осуществлявшем сбор подписей избирателей, дата её внесения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года №1483-О, от 25 мая 2017 года №1010-О).

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, действующее законодательство не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ и пункта 11 статьи 32 Закона Оренбургской области № 3209/719-IV-ОЗ.

Заверение подписного листа отдельно кандидатом и лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, с указанием в подписном листе в полном объеме предусмотренных законом сведений о них, являются самостоятельными требованиями избирательного законодательства, которые Маркабаевым Р.Ш., выступавшим в статусе лица, осуществлявшего сбор подписей, в подписных листах не соблюдены.

    На основании изложенного, в удовлетворении административных исковых требований Маркабаева Р.Ш. об отмене решения от 2 августа 2020 года территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва следует отказать в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 175 – 180, статьей 224 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    в удовлетворении административного иска Маркабаева Р.Ш. к территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области об отмене решения от 2 августа 2020 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области второго созыва отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение пяти дней со дня его вынесения.

Судья                                          Л.В. Белова

    

2а-551/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кувандыкская межрайонная прокуратура
Маркабаев Рамиль Шайхутдинович
Ответчики
Избирательная комиссия Оренбургской области
Территориальная избирательная комиссия
Суд
Кувандыкский районный суд Оренбургской области
Судья
Белова Лариса Викторовна
Дело на странице суда
kuvandyksky.orb.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее