Судья: Абрамова Ж.И. Дело № 33–8194/2024
(дело 2–4717/2023) УИД 50RS0036–01–2023–004820–53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск,
Московская область 28 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гарновой Л.П.,
судей Нагдасева М.Г., Тарханова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Мизюлиной Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к Администрации городского округа Пушкинский Московской области о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе Администрации городского округа Пушкинский Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 12 октября 2023 года,
заслушав доклад судьи Тарханова А.Г.,
объяснения фио
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Пушкинский Московской области о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указано, что истец обратилась к ответчику с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограмме 2 «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «жилище» на 2017–2027 годы.
Постановлением Администрации городского округа Пушкинский Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> истцу отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, поскольку не представлена справка органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места регистрации об имеющемся (имевшемся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилых помещениях до 1998 г. на фио; в случае регистрации по месту жительства до 1998 года на территории других субъектов Российской Федерации – дополнительно справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места предыдущей регистрации на обоих супругов, в том числе на добрачную фамилию.
Истец считает отказ незаконным, нарушающим ее права. В период с 1988 по 1992 гг. истец проживала в <данные изъяты>, однако документы, подтверждающие регистрацию, не сохранились, объектов на праве собственности истец не имеет. Согласно сведениям, содержащимся в паспорте, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> истец была постоянно зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, однако в соответствии с выпиской из домовой книги истец была зарегистрирована по указанному адресу в период с 1992 по 2011 гг. супруг истца в период с 24.<данные изъяты> по <данные изъяты> был за <данные изъяты>, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – по адресу: <данные изъяты>.
Истцом также представлена ответчику справка ГБУ МО «МОБТИ» от <данные изъяты> на фио и фио, справка об отсутствии на праве собственности истца объектов недвижимости до 1998 года по <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Семья истца в количестве 6 человек: фио фио, несовершеннолетние дети фио, фио, фио, фио зарегистрированы по адресу в/ч <данные изъяты> в квартире общей площадью 62,8 кв. м, указанное жилое является служебным и не входит в расчет уровня обеспеченности общей площадью.
У супруга истца фио имеется на праве собственности квартира по адресу: <данные изъяты>, площадью 52,7 кв. м.
В судебном заседании суда первой инстанции истец фио требования поддержала.
Третье лицо фио в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о слушании дела извещен.
Представитель ответчика Администрации городского округа Пушкинский Московской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о слушании извещен.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 12 октября 2023 года постановлено:
Исковые требования фио к Администрации городского округа Пушкинский Московской области о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении удовлетворить.
Признать семью фио, паспорт <данные изъяты>, в составе: фио, супруг фио, дети – фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-бытовых услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы <данные изъяты> «Жилище» на 2017–2027 годы.
Обязать Администрацию городского округа Пушкинский Московской области поставить семью фио, паспорт <данные изъяты>, в составе: фио, супруг фио, дети – фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-бытовых услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017–2027 годы, с <данные изъяты>.
Не согласившись с решением суда, Администрацией городского округа Пушкинский Московской области подана апелляционная жалоба, в которых просит решение суда отменить, принять новое, которым требования истца оставить без удовлетворения.
фио в заседание суда апелляционной инстанции явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, сведения о причинах неявки не сообщили, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Следует отметить, что информация о дате и времени рассмотрения дела размещается в автоматическом режиме на официальной сайте Московского областного суда в сети «Интернет», в связи с чем участвующие в деле лица имели возможность отслеживать данную информацию дистанционно.
Выслушав объяснения явившегося лица, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно разделу II государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 1072/35 утверждена государственная программа Московской области «Жилище» на 2023–2033 годы. Данным постановлением утверждена подпрограмма 2 «Обеспечение жильем молодых семей». Мероприятия Подпрограммы 2 направлены на оказание государственной поддержки молодым семьям в виде социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Подраздел 6.4 подпрограммы 2 содержит Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – Правила).
Согласно пункту 3 Правил, участницей мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы 2 может быть Участницей мероприятия и Подпрограммы 2 может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи – участницы мероприятия и Подпрограммы 2 в Список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5 – 8 настоящих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме, утвержденной Государственным заказчиком.
Участницей мероприятия и Подпрограммы 2 может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи – участницы мероприятия и Подпрограммы 2 в Список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5 – 8 настоящих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме, утвержденной Государственным заказчиком.
Согласно подп. 2 п. 11 Правил к заявлению на участие в подпрограмме 2 прилагаются: справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда Московской области, об имеющемся (имевшемся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилом(ых) помещении(ях) до 1998 года на членов молодой семьи, в том числе на добрачную фамилию (в случае регистрации по месту жительства в Московской области до 1998 года). В случае регистрации по месту жительства членов молодой семьи до 1998 года на территории других субъектов Российской Федерации – справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места предыдущей регистрации, в том числе на добрачную фамилию. К справке из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, необходимо предоставить документ, содержащий сведения о регистрации членов молодой семьи по месту жительства на территории Московской области или другого субъекта Российской Федерации до 1998 года.
В соответствии с подп..3 п. 21 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия и Подпрограммы 2 являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 10 – 12 настоящих Правил.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
На основании п. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Совета депутатов городского округа Пушкинский МО от <данные изъяты> <данные изъяты> установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 9 квадратных метров общей площади, приходящейся на одного человека.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются ст. 20 ГК РФ, Законом РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.
Согласно статье 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 данных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях. Свидетельство о регистрации по месту пребывания также является доказательством, подтверждающим, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Судом установлено, что фио и фио состоят в браке с <данные изъяты> (л.д. 79).
В браке родилось четверо детей: фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р., фио, <данные изъяты> г.р. (л.д. 75–78).
Семья зарегистрирована с <данные изъяты> при войсковой части <данные изъяты>(<данные изъяты>) (л.д. 27–28), фактически семья фио проживает в служебной квартире, предоставленной по договору найма <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты> (л.д. 44–46).
<данные изъяты> фио обратилась в Администрацию городского округа Пушкинский Московской области с заявлением и необходимыми документами для рассмотрения вопроса о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2023–2033 годы.
Постановлением Администрации городского округа Пушкинский Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> в удовлетворении заявления отказано, поскольку заявителем не представлены документы в соответствии с подпунктом 5 пункта 8 Правил, а именно: справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места регистрации об имеющемся (имевшемся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилом(ых) помещении (ях) до 1998 года на фио; в случае регистрации по месту жительства до 1998 года на территории других субъектов Российской Федерации – дополнительно справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места предыдущей регистрации на обоих супругов, в том числе на добрачную фамилию (л.д. 12–13).
Судом установлено, что возраст каждого из супругов фио не превышает 35 лет, истцы с <данные изъяты> имеют постоянную регистрацию на территории Московской области.
У фио имеется на праве собственности квартира, общей площадью 52,7 кв. м, расположенная по адресу: <данные изъяты> (л.д. 91–92).
Как следует из доводов истца, в период с 1988 по 1992 гг. она проживала в <данные изъяты>, однако документы, подтверждающие регистрацию, не сохранились. Вместе с тем, объектов на праве собственности в <данные изъяты> истец не имеет, что следует из ответа <данные изъяты> управлении технической инвентаризации и кадастровой оценки от <данные изъяты> (л.д. 61).
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> истец была постоянно зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> (л.д. 63).
Супруг истца в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> был зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, что следует из копии домовой книги (л.д. 104–105), с <данные изъяты> по <данные изъяты> был зарегистрирован <данные изъяты>, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – по адресу: <данные изъяты>, с <данные изъяты> по настоящее время – <данные изъяты> что следует из копии паспорта (л.д. 70–71).
У фио и несовершеннолетних детей не имеется жилых помещений, что подтверждается уведомлением Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения на территории Российской Федерации (л.д. 89, 90, 93–97).
Семья истца в количестве 6 человек: фио фио, несовершеннолетние дети фио, фио, фио, фио зарегистрированы по адресу в/ч 75555 в квартире общей площадью 62,8 кв. м, указанное жилое является служебным и не может включаться в расчет уровня обеспеченности общей площадью.
У супруга истца фио имеется на праве собственности квартира по адресу: <данные изъяты>, площадью 52,7 кв. м. таким образом, уровень обеспеченности каждого члена семьи составляет 8,78 кв. м, что менее учетной нормы, установленной для городского округа <данные изъяты> (9 кв.м).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что семья фио соответствует требованиям, предъявляемым к участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-бытовых услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2023–2033 годы, поскольку жилых помещений в собственности или по договору социального найма у семьи фио не имеется, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи фио составляет учетной нормы.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.
Довод апелляционной жалобы, что истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что не представлена справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда Московской области о имеющихся (имевшихся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилого(ых) помещения(ий) до 1998 года, на членов молодой семьи, в том числе на добрачную фамилию, и в связи с этим должно быть отказано в удовлетворении исковых требований, не может принят ко вниманию, поскольку согласно материалам гражданского дела истцом подавалось заявление в администрацию о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д. 15–17) и в п. 5 приложений к заявлению указаны справки из БТИ.
Согласно справке ГБУ Московской области «МОБТИ» от <данные изъяты> <данные изъяты> Московской области «МОБТИ» не располагает сведениями о том, что фио владел на праве собственности объектами недвижимого имущества на территории Московской области до <данные изъяты> (л.д. 59)
Согласно справке ГБУ Московской области «МОБТИ» от <данные изъяты> <данные изъяты> Московской области «МОБТИ» не располагает сведениями о том, что фио (<данные изъяты>) фио владела на праве собственности объектами недвижимого имущества на территории Московской области до <данные изъяты> (л.д. 60)
Согласно справке ОГБУ «Магаданское областное управление технической инвентаризации и кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> фио (<данные изъяты>) фио в реестре на <данные изъяты> право собственности за ней на дом, квартиру, нежилые помещения в городе Магадане и Магаданской области не зарегистрирована. С <данные изъяты> право на бесплатную приватизацию квартиры в городе Магадане и Магаданской области не использовала.
С учетом установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств семья фио соответствует требованиям, предъявляемым к участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-бытовых услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2023–2033 годы, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, которое доводами жалобы не опровергается, и потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Пушкинский Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи