Дело № 12-23/2016г.
РЕШЕНИЕ
22 сентября 2016 года с.Усть-Цильма
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Тюриной Л.В.,
при секретаре Ермолиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГКУ РК «Центр правового обеспечения», действующего в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району от 02 августа 2016г., которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району № 18810311160210000558 от 02 августа 2016г. Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ГКУ РК «Центр правового обеспечения», действующее в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, обратилось в суд с жалобой, так как считает вынесенное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
В обоснование указанной жалобы пояснило, что на основании решения № 1 от 01 января 2015г. функции владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми переданы Дорожным агентством Республики Коми Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее - ГКУ РК «УправтодорКоми»).
В связи с передачей указанных функций автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в том числе, автомобильная дорога «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» и автомобильная дорога «Усть-Цильма-Нарьян-Мар» на участке «Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья» переданы в оперативное управление ГКУ РК «УправтодорКоми».
Право оперативного управления у ГКУ РК «УправтодорКоми» возникло с момента принятия собственником решения о передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление и совершения фактической передачи (то есть с момента документального закрепления воли собственника) и в данном случае, не зависит от момента регистрации такого права.
Отсутствие регистрации права оперативного управления не имеет правового значения, поскольку ГКУ РК «УправтодорКоми» фактически приняло на себя бремя содержания имущества и является владельцем вышеуказанного участка автодороги.
Указанный факт подтверждается положениями Устава ГКУ РК «УправтодорКоми», Решением № 1 от 01 января 2015г.
В соответствии с п.16 Устава ГКУ РК «УправтодорКоми» целями деятельности ГКУ являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно - эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения, обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, а также оказание услуг владельца автомобильных дорог регионального значения.
Для достижения целей ГКУ осуществляет следующие виды деятельности: исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми, осуществляет контроль за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения, заключенных государственных контрактов.
Между ГКУ РК «УправтодорКоми» и Открытым акционерным обществом «Геосервис» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Усть-Цилемский», МО МР «Ижемский» в 2015 - 2017г.г. от 10 апреля 2015г. № 0107200002715000190-0361218-01 (далее - государственный контракт).
Согласно пункту 1.1 государственного контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Усть-Цилемский», МО МР «Ижемский» в 2015 - 2017г.г. общей протяженностью: дороги - 314,98км, на автодорогах и дорожных сооружениях, оговоренных в Приложении № 1 к настоящему государственному контракту, являющимся неотъемлемой частью контракта, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств.
Под пунктами 3, 11 Приложения № 1 к государственному контракту значатся расчетные объекты «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» от 179км. до 223,4км.» и «Усть-Цильма-Нарьян-Мар» на участке «Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья».
Согласно пункту 2.1.6 государственного контракта подрядчик обязан обеспечивать круглогодичное, круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по переданным на содержание объектам.
В силу пункта 6.1 государственного контракта, подрядчик гарантирует качественное выполнение всех видов работ в полном объёме и в сроки, определённые контрактом, несет ответственность за ненадлежащее содержание указанной дороги.
В соответствии с пунктом 2.1.12 государственного контракта подрядчик обязан ставить в известность заказчика обо всех повреждениях объектов, недостатках в их эксплуатационном состоянии и обеспечивать проведение работ по восстановлению поврежденных и разрушенных участков до внесения необходимых изменений в Ежемесячное задание в случае необходимости обеспечения безопасности дорожного движения, предварительно согласовав выполнение работ с заказчиком.
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми не является стороной государственного контракта, поэтому постановление в отношении Министерства является неправомерным. Штраф в размере 300000 руб. не отвечает целям административного наказания, поскольку не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер.
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
ГКУ РК «Центр правового обеспечения», действующее в интересах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району о дате и времени извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, просит дело рассмотреть в их отсутствие, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно.
Изучив мнение административного органа, заявителя, и его представителя, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентами другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ГОСТом Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) определены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог городов и других населенных пунктов.
ГОСТом Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст)(ред. от 09.12.2013) установлены правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Санкцией этой нормы предусмотрено наказание на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, а также на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
Судом установлено, что в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми ОГИБДД ОМВД РФ по Усть-Цилемскому району РК вынесено постановление № 18810311160210000558 от 02 августа 2016 года о привлечении к административной ответственности юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту не обеспечения безопасности дорожного движения на участке «Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В соответствии с пунктом 8 указа Врио Главы Республики Коми от 03.11.2015 № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство архитектуры и строительства Республики Коми переименовано в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, присоединив к нему дорожное агентство Республики Коми.
На основании решения № 1 от 01 января 2015г. и акта приема-передачи от 01 января 2015г. функции владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми переданы Дорожным агентством Республики Коми Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Коми». В связи с передачей указанных функций автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в том числе, автомобильная дорога «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» и автомобильная дорога «Усть-Цильма-Нарьян-Мар» на участке «Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья» переданы в оперативное управление ГКУ РК «УправтодорКоми».
Как следует из материалов дела, право оперативного управления ГКУ РК «УправтодорКоми» в отношении указанных автомобильных дорог не зарегистрировано.
Между ГКУ РК «УправтодорКоми» и Открытым акционерным обществом «Геосервис» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Усть-Цилемский», МО МР «Ижемский» в 2015 - 2017 г.г. от 10 апреля 2015г. № 0107200002715000190-0361218-01.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
При этом, пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, В том числе подлежит регистрации право оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Следовательно, указанными выше нормами установлены иные специальные правила в отношении недвижимости, право оперативного управления на которую, подлежит государственной регистрации.
Данное вещное право возникает с момента регистрации и может подтверждаться только государственной регистрацией такого права.
Таким образом, право оперативного управления на участок автомобильной дороги «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» и автомобильной дороги«Усть-Цильма-Нарьян-Мар» на участке «Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья» могло возникнуть у ГКУ РК «УправтодорКоми» только с момента государственной регистрации этого права.
Довод жалобы о том, что 01 января 2015г. функции владельца дорог переданы Дорожным агентством Республики Коми ГКУ РК «УправтодорКоми», в связи с чем ГКУ РК «УправтодорКоми» является ответственным за выполнение работ по содержанию участка автомобильной дороги «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» и автомобильной дороги«Усть-Цильма-Нарьян-Мар» на участке «Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья», не состоятелен.
Принимая во внимание, что Дорожное агентство Республики Коми полномочия по сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, созданию условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, а также оказания услуг владельца автомобильных дорог передало 01.01.2015 ГКУ «Управление автомобильных дорог РК», право оперативного управления в отношении автомобильных дорог за ГКУ «Управление автомобильных дорог РК» не зарегистрировано, поэтому имеются основания для привлечения Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ, поскольку оно является субъектом административного правонарушения.
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми имело возможность обеспечить содержание дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.
Доводы о заключении государственных контрактов с подрядными организациями на выполнение отдельных видов работ по содержанию автомобильной дороги не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении нарушения и не освобождают его от ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из фактических обстоятельств дела, наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей, безальтернативно определенном санкцией статьи, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, а поэтому, может повлечь избыточное ограничение его прав.
На основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств дела штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, до 150000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району от 02 августа 2016 г. № 18810311160210000558 изменить.
Назначить Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента получения решения суда.
Судья Л.В.Тюрина