Решение по делу № 2а-85/2021 от 24.12.2020

(мотивированное решение изготовлено 31.03.2021 г.)

Дело № 2а-85/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 марта 2021 г.                             село Елово Пермский край

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре судебного заседания Прокушевой Т.А.,

с участием представителя прокуратуры Еловского района Пермского края Ковыляевой М.М., представителя административного ответчика администрации Еловского муниципального округа Черепановой О.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика СПК «Им. Кирова», председателя СПК Сарапулову А.Л., заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Осинского районного суда постоянного судебного присутствия с. Елово административное дело по административному иску прокурора Еловского района Пермского края к администрации Еловского муниципального округа, СПК «Имени Кирова» о возложении обязанности по принятию предусмотренных гражданским законодательством мер, направленных на приобретение прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, в порядке ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации,

установил:

прокурор Еловского района обратился в суд с административно исковым заявлением, в порядке ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, с учетом уточненных требований, о возложении обязанности на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять предусмотренные гражданским законодательством меры для приобретения в собственность бесхозяйного имущества – здания (GPS координаты: ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером ; хозяйственных построек (GPS координаты: ), расположенных на земельном участке с кадастровым номером <адрес> муниципального округа <адрес> и о возложении обязанности на СПК «Имени Кирова» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию имущества – здания (GPS координаты 56., ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером ; здания, не имеющего крыши (GPS координаты 56., ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами ; здания телятника (GPS координаты: <адрес>), расположенного в южной части земельного участка с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой <адрес> в ходе надзорных мероприятий выявлено, что администрацией Еловского муниципального округа допускается бездействие по постановке на кадастровый учет здания (GPS координаты: ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером и хозяйственных построек (GPS координаты: ), расположенных на земельном участке с кадастровым номером <адрес> муниципального округа <адрес>, приобретению права собственности на них. В связи с бездействием, указанные здания находятся в бесконтрольном, разрушенном состоянии, что создает угрозу жизни, здоровью, прав и интересов неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетнего возраста, ставит под угрозу их безопасность, может привести к тяжким последствиям – травматизму, так как указанные объекты надлежащим образом не содержаться, при этом к ним имеется свободный доступ. Тоже касается объектов недвижимости – здания (GPS координаты 56., ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером ; здания, не имеющего крыши (GPS координаты 56., ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами ; здания телятника (GPS координаты: ), расположенного в южной части земельного участка с кадастровым номером , находящихся в распоряжении и пользовании СПК «Имени Кирова». Мер к их надлежащему содержанию руководство кооператива не предпринимает.

В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные административные исковые требования, с учетом уточненных, поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика СПК «Имени Кирова» Сарапулов А.Л. в судебном заседании указал, что с заявленными административными исковыми требованиями прокурора к кооперативу согласен в полном объеме, каких-либо возражений по ним не имеет. Указанные в иске объекты находятся во владении СПК, согласно устава кооператива входят в неделимые фонд предприятия.

Представитель административного ответчика администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепанова О.В. указала, что заявленными требованиями прокурора к администрации не согласна, поскольку принятие администрацией предусмотренных гражданским законодательством меры для приобретения в собственность бесхозяйного имущества, а именно здания и хозяйственных построек, о которых указано в иске не целесообразно, в связи с тем, что они находятся в разрушенном состоянии, восстановление и содержание их фактически не возможно, их необходимо сносить. При этом, по прошествии определенного времени, местные жители разберут данные остатки строений самостоятельно на строительный материал. Принятие их на баланс муниципалитета экономически не обоснованно. Земельные участки, на которых расположены указанные объекты принадлежат муниципалитету.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как установлено в ходе судебного заседания, проведенной проверкой прокуратуры <адрес> установлено, что здание (GPS координаты: ), расположенное параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером и хозяйственные постройки (GPS координаты: ), расположенные на земельном участке с кадастровым номером Еловском муниципальном округе <адрес>, на кадастровом учете не состоит, в реестре муниципальной собственности Еловского муниципального округа не значатся, согласно выписок из ЕГРН право собственности на них ни за кем не зарегистрировано. Указанное обстоятельство представителем администрации в судебном заседании не оспаривалось.

Также в ходе судебного заседания установлено, что здание (GPS координаты 56., ), расположенное параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером ; здание, не имеющее крыши (GPS координаты 56., ), расположенное параллельно <адрес> муниципального округа <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами и здание телятника (GPS координаты: ), расположенное в южной части земельного участка с кадастровым номером , находятся во владении СПК «Имени Кирова», частично эксплуатируются кооперативом.

В тоже время, все указанные вышеперечисленные объекты недвижимости находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют разрушения различной степени, доступ к ним граждан, в том числе несовершеннолетних не ограничен (л.д.6-13).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Из приведенных правовых норм следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Во исполнение п. 5 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), в соответствии с п. 3 которых на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 9 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Поскольку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то именно административный ответчик – администрация Еловского муниципального округа, был обязан своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество, в том числе на объекты, речь о которых идет в иске: здание (GPS координаты: ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером и хозяйственные постройки (GPS координаты: ), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 59 <адрес> муниципального округа <адрес>.

На момент рассмотрения данного дела, всех необходимым мер по признанию данных объектов бесхозяйными, администрацией Еловского муниципального округа не принято.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства дела, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить, поскольку администрацией Еловского муниципального округа в течении длительного времени не предпринимаются все возможные мера по постановке на кадастровый учет и принятии в собственность указанных объектов, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан в области безопасности жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетним, что создаёт угрозу причинения вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.

Доводы представителя администрации Еловского муниципального округа об экономической нецелесообразности принятия на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных и признании на них права собственности за муниципалитетом, в качестве правых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, рассмотрены быть не могут. Принятие необходимых мер по содержанию имущества, в том числе его снова, при признании таких мер, необходимыми, подразумевает несение финансовых затрат бюджетных средств, что без надлежащего оформления объектов недвижимости, не возможно.

Также подлежащими удовлетворению суд признает и требования прокурора к СПК «Имени Кирова» относительно объектов недвижимости, находящихся в фактическом владении, пользовании и распоряжении кооператива, согласно представленных представителем СПК документов и его позиции в ходе судебного заседания, поскольку как установлено, данные объекты также находятся в не надлежащем состоянии, доступ граждан к ним не ограничен, что создает угрозу их жизни и здоровью, ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Руководствуясь ч. 2 ст.177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования прокурора Еловского района Пермского края к администрации Еловского муниципального округа Пермского края и СПК «Имени Кирова», удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Еловского муниципального округа <адрес> в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять предусмотренные гражданским законодательством меры для приобретения в собственность бесхозяйного имущества: здания (GPS координаты: , ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером и хозяйственных построек (GPS координаты: ), расположенных на земельном участке с кадастровым номером <адрес> муниципального округа <адрес>.

Возложить обязанность на СПК «Имени Кирова» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию имущества: здания (GPS координаты ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером ; здания, не имеющего крыши (GPS координаты 56., ), расположенного параллельно <адрес> муниципального округа <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами и ; здания телятника (GPS координаты: ), расположенного в южной части земельного участка с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья – В.С. Полыгалов

2а-85/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Еловского района Пермского края
Ответчики
Администрация Еловского муниципального района
Другие
Сарапулов Александр Леонидович
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Полыгалов Вячеслав Сергеевич
Дело на странице суда
osa.perm.sudrf.ru
24.12.2020Регистрация административного искового заявления
24.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Дело оформлено
20.05.2021Дело передано в архив
22.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее