Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4641/2011 ~ М-4566/2011 от 14.11.2011

Дело № 2- 4641\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Г.И. Лазовской,

с участием представителя истца – помощника Ачинского межрайпрокурора Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика – Воробьева А.В., действующего на основании доверенности от 24.11.2011 г. ( л.д.24),

при секретаре Богатовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СТК-групп» об обязывании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также приведении размера оплаты труда в соответствие действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СТК-групп» об обязывании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также приведении размера оплаты труда в соответствие действующему законодательству, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки Ачинской межрайонной прокуратурой было установлено, что в нарушение норм трудового законодательства аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, а работникам организации установлена оплата труда в размерах, ниже пределов, предусмотренных Региональным соглашением о минимальной плате в Красноярском крае, т.е. 5095 руб., в связи с чем, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (л.д.2-4).

Представитель истца на исковых требованиях настаивала по основаниям аналогичным изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Воробьев А.В. в судебном заседании не отрицал, что до настоящего времени аттестация рабочих мест в организации не проведена по той причине, что общество работает всего несколько месяцев и еще не сформированы рабочие места, однако, работа в этом направлении будет проводиться, на что нужны денежные средства, которые также еще не заработаны обществом. В отношении требований по установлению окладов работников в соответствии с региональным уровнем минимальной заработной платы в Красноярском крае возражал, полагая, что в ООО «СТК-групп» определен уровень заработной платы для работников в соответствии с установленным в РФ МРОТ, что с учетом районных и северных надбавок, составляют заработную плату работников не ниже регионального минимального размера.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года №12 (далее – Положение о порядке аттестации), оно распространяет свое действие на организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

П.1.4 Положения о порядке аттестации предусматривает, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях:

планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;

ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда);

применения административно - экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Как установлено по делу, ООО «СТК-групп» организовано в июле 2011 года и его целью является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах, услугах и получение прибыли, предметом деятельности является – производство общестроительных работ, что нашло отражение в Уставе (л.д.5-18).

При проверке, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой, установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «СТК-групп» не проводилась, чего не отрицает представитель ответчика в судебном заседании, в связи с чем требования прокурора в этой части являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При установлении срока исполнения требований о проведении аттестации рабочих мест, суд исходит из объективной длительности данной процедуры, существенных материальных затрат для проведения экспертизы, в связи с чем считает необходимым предоставить ответчику для исполнения срок до 01.09.2012 года.

При оценке требований прокурора об обязывании ответчика привести размер оплаты труда, установленный для работников общества, в соответствие действующему законодательству, суд исходит из следующего.

В силу ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) "О минимальном размере оплаты труда", установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц (статья 1 в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ).

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4611 руб.).

Региональным соглашением №84 от 30 ноября 2010 года в Красноярском краедля организаций, расположенных в большинстве муниципальных образованиях края, в том числе Ачинской группы районов, размер минимальной заработной платы устанавливается в размере 5095 рублей. При этом, согласно ст. 1.3 указанного соглашения, в понятие «размер минимальной заработной платы», применяемый для целей настоящего Соглашения, вкладывается устанавливаемый настоящим Соглашением минимальный уровень заработной платы работника, дифференцированный по группам территорий края, в которую включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей). (Зарегистрировано в министерстве экономики и регионального развития Красноярского края 30.11.2010 N 4)

Таким образом, при установлении регионального минимального размера заработной платы, установленного в сумме 5095 рублей, уже учтены как тарифные ставки, иные надбавки, так и северные и районные доплаты.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2011 N 52-В11-1)

Как следует из штатного расписания от 01.08.2011 года в ООО «СТК-групп» для работников установлены тарифные ставки, а также надбавки к данным ставкам в размере 937 рублей и 938 рублей, что в общей сложности для каждой из должностей составляет не менее 4611 рублей ( л.д.20).

Однако, в штатном расписании ООО «СТК-групп» действительно не нашла своего отражения необходимость применения к данным установленным ответчиком окладам и надбавкам, районного и Северного коэффициентов, что, соответственно, привело к тому, что общая заработная плата каждого из работников, указанного в представленном в материалы дела штатном расписании, составляет менее 5095 рублей, т.е. минимального размера заработной платы, установленного Региональным соглашением в Красноярском крае, уже учитывающем в своем размере климатические условия региона.

Указанное обстоятельство не дает суду сделать однозначный вывод о том, что при фактической выплате своим работникам заработной платы, ответчиком будут соблюдаться приведенные нормы закона и выплачиваться заработная плата в размере не менее чем 5095 рублей, т.е. с учетом районного и Северного коэффициентов.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора и в части обязывании ответчика привести оплату труда работников в соответствие действующему законодательству путем отражения в штатном расписании необходимости выплаты работникам к уже установленным тарифным ставкам и надбавкам, районного и Северного коэффициентов, при том что общая заработная плата с учетом указанных коэффициентов будет составлять для каждого из работников не менее 5095 рублей.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств и требований закона, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «СТК-групп» провести аттестацию рабочих мест в срок до 01.09.2012 года.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «СТК-групп» привести в соответствие действующему трудовому законодательству размер оплаты труда работников.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Ачинский суд.

Федеральный судья Г.И. Лазовская

2-4641/2011 ~ М-4566/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "СТК-групп"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Лазовская Галина Ивановна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
14.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2011Передача материалов судье
15.11.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2011Судебное заседание
02.12.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее