Решение по делу № 12-4/2021 от 30.11.2020

                                                         25RS0028-01-2020-000367-57

Дело № 12-4/2021

Р Е Ш Е Н И Е

п. Терней                                                               24 февраля 2021 года

Судья Тернейского районного суда Приморского края Власова Ю. В., рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела в отношении Закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, жалобу Закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» Фунтусова К.И. № 428-05/2020 от 23 сентября 2020 года Закрытое акционерное общество «ЛЕС ЭКСПОРТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ЗАО «Лес Экспорт», обратился в Тернейский районный суд Приморского края с жалобой, в которой просит производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обосновании жалобы указано, что ответственность за нарушение правил заготовки леса и иных нормативных актов в сфере лесопользования несет ООО «Арда», являющееся подрядчиком по договору подряда об оказании услуг на выполнение лесозаготовительных и лесовосстановительных работ, а так же мероприятий по противопожарному обустройству леса. ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» на указанной в постановлении лесосеке лесозаготовительную деятельность не осуществляло. Кроме того, в протоколе и обжалуемом постановлении не указано, в чем выразилась не очистка лесосеки, от чего, каким способом и на основании чего лесосека должна быть очищена. Протокол об административном правонарушении не содержит сведений о месте совершения административного правонарушения, не указана дата совершения административного правонарушения. Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, не содержит указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу, отсутствуют сведения о месте совершения правонарушения, а именно, не указано лесничество, район, край, где располагается лесной участок, не указана дата совершения административного правонарушения. Также не указано, какие положения, предусмотренные технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов, были нарушены арендатором, отсутствуют схемы мест неочищенной лесосеки. В протоколе и обжалуемом постановлении отсутствует описание события, объективной и субъективной стороны правонарушения. По мнению представителя ЗАО «Лес Экспорт» должностным лицом административного органа в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства должным образом не проверены, не дана оценка доказательствам, чем существенно нарушен принцип полноты и всесторонности рассмотрения дела.

          Представитель ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в судебное заседание не явился о дне, месте и времени рассмотрения жалобы извещен в порядке, установленном законом.

Представитель административного органа Дуброва К.Е., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась. В судебном заседании пояснила, что факт совершения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КРФоАП подтверждается доказательствами по делу. Довод жалобы о заключении договора подряда с ООО «Арда», не снимает с арендаторов ответственности за соблюдение условий договора аренды лесного участка, а также выполнение требований Правил пожарной безопасности и Правил заготовки древесины. Просит постановление об административном правонарушении № 428-05/2020 от 23 сентября 2020 года в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Подлубная К.С. в судебном заседании показала, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» извещался о месте составлении протокола по ч.1 ст. 8.32 и ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, для составления протокола об административном правонарушении, представитель ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» не явился.

Заслушав представителя административного органа Дубровой К.Е., должностного лица, составившего протокол по административному делу Подлубной К.С., проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления должностного лица не имеется в связи со следующими обстоятельствами.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, то есть, решая вопрос о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, для квалификации допущенного организацией нарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ административный орган должен доказать факт нарушения общеобязательных требований пожарной безопасности в лесах, установленных нормативными правовыми актами

Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелёвкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В соответствии с п. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Частью 3 ст. 53 ЛК РФ предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Данные Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил пожарной безопасности в лесах).

В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Из материалов дела усматривается, что 29 февраля 2012 г. между ЗАО «Лес Экспорт» и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключён договор аренды лесного участка № 18/29 сроком на 49 лет.

22 мая 2020 года сотрудниками ФГУ Тернейский лесхоз при осмотре мест рубок на лесосеке № 84 в выделе 17 квартала 281 Малокемского участкового лесничества, где ЗАО «Лес Экспорт» осуществляет пользование лесным участком с целью заготовки леса на основании договора аренды № 18/29 от 29.02.2012 г., был выявлен факт не очистки мест рубок на площади 18,69 га. Заготовка производилась в 2019 г.

Представитель ЗАО «Лес Экспорт», извещенный о проведении осмотра рубок, в осмотре не участвовал, отказался от участия в осмотре. По результатам осмотра 22 мая 2020 г. составлен акт № 10 осмотра лесосеки.

6 июля 2020 г. инженером охраны и защиты леса Тернейского филиала КГКУ «Примлес» в отношении ЗАО "Лес Экспорт" составлен протокол № 09 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

23 сентября 2020 г. ЗАО «Лес Экспорт» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, на основании постановления о назначении административного наказания № 428-05/2020, вынесенного заместителем директора КГКУ «Приморское лесничество».

Выводы должностного лица при вынесении вышеуказанного постановления о виновности ЗАО «Лес Экспорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами:

- договором аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012 г., заключенным между ЗАО «Лес Экспорт» и Управлением лесным хозяйством Приморского края сроком на 49 лет, в соответствии с которым ЗАО «Лес Экспорт» осуществляет пользование лесным участком площадью 90425 га, местоположение участка: Приморский край, Тернейский район, Тернейское лесничество, Малокемское участковое лесничество, среди прочих квартал 281;

- лесной декларацией от 18.10.2019 г. № 9, согласно которой ЗАО «Лес Экспорт», являющееся арендатором по договору аренды лесного участка, заявляет, что с 30.10.2019 г. по 31.12.2019 г. использует леса для заготовки древесины на лесном участке Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества Приморского края, в том числе в квартале 281 выдел 17 лесосека № 84 площадью 45,4 га;

- отчетом об использовании лесов, согласно которого ЗАО «Лес Экспорт» за январь-декабрь 2019 года в квартале 281 выдел 17 лесосека № 84 Малокемского участкового лесничества заготовило древесину общим объемом 277 м3;

- ведомостью перечета деревьев от 19.05.2020 г., согласно которой участковым лесничим и помощником участкового лесничего ФГУ Тернейский лесхоз при осмотре мест рубок в квартале 281 выдел 17 лесосека № 84 Малокемского участкового лесничества выявлена неудовлетворительная очистка мест рубок;

- актом осмотра лесосеки от 22 мая 2020 г. № 10, согласно которому выявлен факт неудовлетворительной очистки мест рубок в квартале 281 выдел 17 лесосеке 84 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества Приморского края по договору аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012 г.;

- протоколом № 09 об административном правонарушении от 6 июля 2020 г., из которого следует, что в ходе осмотра мест рубок лесосеки № 84 в квартале 281 выдел 17 Малокемского участкового лесничества выявлено, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ » нарушен п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, а именно, не произведена очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

С учётом вышеприведённых доказательств по делу должностным лицом сделан обоснованный вывод, что юридическим лицом ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» на арендуемой им территории по договору аренды лесного участка не очищены места рубок на территории Малокемского участкового лесничества на площади 18,69 га в квартале 281 выдел 17 лесосека № 84, тем самым юридическое лицо нарушило п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах.

Вместе с тем, в постановлении административного органа указано также и на нарушение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» пп. «з» п. 12, п.4 Правил заготовки древесины.

В данном случае материалами дела не подтверждается оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке, описание события административного правонарушения в протоколе не содержит данных о факте такого нарушения Правил заготовки древесины.

Из протокола № 09 об административном правонарушении от 6 июля 2020 г. усматривается, что нарушение пп. «з» п. 12, п.4 Правил заготовки древесины лицу, привлекаемому к административной ответственности, не вменялось.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Таким образом, административный орган, приходя к выводу о нарушении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» требований пп. «з» п. 12, п. 4 Правил заготовки древесины вышел за пределы обвинения, предъявленного при составлении протокола об административном правонарушении, а потому ссылка на нарушение пп. «з» п. 12, п.4 Правил заготовки древесины в данном случае не обоснована.

Указанное выше обстоятельство не является основанием для признания постановления заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество незаконным, тем не менее, постановление следует изменить в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, исключив из описательно-мотивировочной части указание на нарушение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» пп. «з» п. 12, п.4 Правил заготовки древесины.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.

Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает.

Вышеприведённые доказательства, положенные должностным лицом в основу обжалуемого постановления, в соответствии с положениями КоАП РФ являются допустимыми, относимыми и достоверными, а их совокупность – достаточной для вывода о виновности юридического лица ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в совершённом правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" необоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, так как заготовку древесины осуществляло другое лицо по договору подряда, не могут быть признаны состоятельными.

В силу пункта 3 Правил заготовки древесины заготовка древесины может осуществляться только на основании договоров аренды лесных участков. Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ.

Согласно договору аренды от 29.02.2012 №18/29 ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" является арендатором лесного участка, следовательно, обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке.

Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Заключение договора подряда не освобождает ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ" как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.

Доказательств того, что арендатором лесного участка предприняты все возможные меры по соблюдению своих договорных обязательств, Правил пожарной безопасности в лесах, материалы дела об административном правонарушении не содержат, не предоставлено таких доказательств и в судебное заседание.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» реальной возможности для выполнения требований правил пожарной безопасности в лесах в материалах дела также отсутствуют.

Доводы жалобы о том, что в протоколе не указано, в чем выразилась не очистка лесосеки, опровергаются исследованными материалами дела об административном правонарушении. Так, в протоколе № 09 об административном правонарушении от 06.07.2020 г. при описании события административного правонарушения указано, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» допустило нарушение правил пожарной безопасности, а именно не произвело очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Доводы жалобы о том, что протокол не содержит сведений о времени совершения правонарушения несостоятельны, поскольку рассматриваемое правонарушение в соответствии с положениями п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями), является длящимся, следовательно, датой совершения правонарушения, как в протоколе, так и в постановлении обоснованно указана дата его обнаружения – 22 мая 2020 г.

Ссылки в жалобе на отсутствие в протоколе и постановлении в указании места совершения административного правонарушения привязки к лесничеству, району и краю не могут повлечь отмену постановления, так как в протоколе имеются все данные, прямо перечисленные в ст. 28.2 КоАП РФ, включая и место совершения административного правонарушения. Тот недостаток, что в протоколе не указано лесничество, район, край, к которым относится данное место, является несущественным. Как указано в акте № 10 осмотра лесосеки от 22.05.2020 г. и установлено судом, лесосека № 84 в выделе 17 квартала 281 Малокемского участкового лесничества находится в Тернейском лесничестве Тернейского района Приморского края. Кроме того, указанное не опровергает установленных обстоятельств, не влияет на существо правонарушения и его квалификацию.

Довод жалобы об отсутствии события административного правонарушения является несостоятельным. Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что на момент осмотра лесосеки места рубок не были очищены от порубочных остатков, что является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, постановлением следователя отделения по расследованию преступлений совершаемых на территории Тернейского муниципального района СО МО МВД России «Дальнегорский» от 8 июня 2020 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту того, что 03.05.2020 г. при обследовании лесного пожара в квартале № 417 выделы 17, 20, 21, 22, 23, 31 Малокемского участкового лесничества Тернейского филиала КГКУ «Примлес» в Тернейском районе Приморского края была обнаружена незаконная порубка деревьев общим объемом 2858,55 куб.м, в результате чего государству причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 52 765 093,15 руб.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре судебной практики за первый квартал 2013 года, при решении вопроса о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, указанному в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, следует, в частности, установить, какие существенные признаки совершенного лицом противоправного деяния были учтены в целях его квалификации по статье Особенной части УК РФ при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела; совпадают ли какие-либо из них с признаками, положенными в основу квалификации действий лица при возбуждении дела об административном правонарушении.

В данном случае уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 260 УК РФ. Объективной стороной преступления, предусмотренного данной статьей, является незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 32 КоАП РФ, выражается в нарушении требований и правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, признаки объективной стороны составов указанных административного правонарушения и преступления не совпадают. При квалификации действий (бездействия) ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ учитывались обстоятельства, отличающиеся от обстоятельств, послуживших поводом для возбуждения уголовного дела № 12001050058000078.

В настоящее время обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не имеется. Не имелось таких обстоятельств и при рассмотрении дела административным органом.

Действиям ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» дана правильная юридическая оценка, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом, в пределах компетенции, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление     заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» Фунтусова К.И. № 428-05/2020 от 23 сентября 2020 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица – закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» изменить, исключив из постановления указание на нарушение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» требований пп. «з» п.12, п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474.

В остальной части постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» от 23 сентября 2020 года № 428-05/2020 оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Тернейский районный суд Приморского края в течение 10-ти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                   Ю. В. Власова

12-4/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено в связи с исключением выводов
Ответчики
ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ"
Суд
Тернейский районный суд Приморского края
Судья
Власова Юлия Васильевна
Статьи

8.32

Дело на странице суда
terneysky.prm.sudrf.ru
30.11.2020Материалы переданы в производство судье
01.12.2020Истребованы материалы
22.12.2020Поступили истребованные материалы
27.01.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее