Дело 2а-605/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Каа-Хем 18 июня 2019 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего судьи Сат А.К., при секретаре Ооржак Е.А., с участием представителя Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва Л.Ч.М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Республиканской общественной организации «Гражданская инициатива» в лице руководителя Д.Д.Д. о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Республиканской общественной организации «Гражданская инициатива» в лице руководителя Д.Д.Д. о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска Управление указало, что республиканская общественная организация «Гражданская инициатива» создана на учредительном собрании от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о государственной регистрации Организации принято Управлением ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №. В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций по Республике Тыва организация внесена ДД.ММ.ГГГГ за учетным номером №. Согласно данным выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № и сведениям, имеющимся в учетном деле организация, постоянно действующий руководящий орган организация - дирекция, располагается по адресу: <адрес>. Руководителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является директор Д.Д.Д. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности Организации на предмет соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям. В результате проведенной проверки установлено, что деятельность Организации осуществляется с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и собственного устава (далее - Устав). В нарушение абзаца второго части 1 статьи 29 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»), в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, Организацией не соблюдаются положения собственного Устава. В соответствии с пунктом 5.1 Устава высшим руководящим органом Организации является общее собрание, которое созывается по инициативе учредителей по мере необходимости, но не реже 1 раза в ДД.ММ.ГГГГ. На проверку не представлены протоколы общего собрания за проверяемый период. Согласно пояснению директора Организации от ДД.ММ.ГГГГ с момента учреждения Организация не осуществляла свою деятельность. Таким образом, в нарушение пункта 5.1 Устава периодичность проведения общих собраний Организацией не соблюдается. Согласно пункту 5.2 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации является дирекция, назначаемая общим собранием, состоящая не менее чем из 3-х членов Организации. Директор и заместитель директора Организации входят в состав дирекции по должности. Срок полномочий дирекции ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ дирекция избрана в составе Д.Д.Д., ФИО1, ФИО2. Срок их полномочий истек ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о переизбрании в проверяемом периоде дирекции Организации на проверку не представлены. В нарушение пункта 5.2 Устава периодичность избрания дирекции Организацией не соблюдается. В соответствии с пунктом 5.2 Устава директор Организации избирается общим собранием и входит в состав дирекции по должности. Срок его полномочий 4 года. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № руководителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, является директор Д.Д.Д., избранный на учредительном собрании от ДД.ММ.ГГГГ. Срок полномочий истек ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о переизбрании директора на проверку не представлены. В нарушение пункта 5.2 Устава периодичность избрания директора Организацией не соблюдается. Согласно пункту 5.3 Устава контрольным органом Организации является ревизионная комиссия (контролер-ревизор), избираемая общим собранием сроком на 4 года. Ревизионная комиссия (контролер-ревизор) ежегодно отчитывается о своей работе перед общим собранием (абзац четвертый пункта 6.5 Устава). Из протокола учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует? что контролером ревизором Организации избрана ФИО3. Срок полномочий истек ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о переизбрании ревизионной комиссии (ревизора) и акты (заключения, решения) ревизионной комиссии (ревизора) на проверку не представлены. В нарушение пункта 5.3 и 6.5 Устава периодичность избрания ревизионной комиссии (контролера-ревизора) и проведения ревизионной комиссией (контролером-ревизором) проверок не соблюдается. В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 3 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация не имеет самостоятельного баланса и (или) утвержденные сметы доходов и расходов за ДД.ММ.ГГГГ гг. В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией в проверяемом периоде не публиковались отчеты об использовании своего имущества за ДД.ММ.ГГГГ гг. или иным образом не обеспечивалась доступность ознакомления с указанными отчетами. По результатам анализа положений Устава с учетом изменения законодательства Российской Федерации установлено следующее. В соответствии с пунктом 1.6 Устава Организация вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и исполнять обязанности, заключать договоры и контракты, быть истцом и ответчиком в судах; иметь круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, эмблему, символику, флаги, вымпелы и другие реквизиты, утвержденные и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. Таким образом, символика общественного объединения не регистрируется в установленном законодательством порядке, а ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. Согласно пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся: определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации. Вместе с тем, при анализе вопросов входящих в исключительною компетенцию общего собрания, определенной пунктом 6.1 Устава, установлено, что в них не урегулированы вопросы определения порядка приема в состав членов Организации и исключения из числа ее членов, образования других органов Организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации, создания филиалов и об открытии представительств Организации, назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, а также назначения аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации. Кроме того, согласно абзацу четвертому и десятому пункта 6.4 Устава к компетенции дирекции относится вопрос определения размера и порядка уплаты вступительных и членских взносы членами Организации. Однако в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской федерации принятие решений о размере и порядке уплаты членами общественных организаций членских и иных имущественных взносов относятся к исключительной компетенции высшего органа корпорации. Следовательно, указанные вопросы относятся к исключи тельной компетенции высшего органа управления Организации - общего собрания, а не дирекции Организации. По указанным нарушениям законодательства Российской Федерации Организации вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ и направлено на юридический адрес Организации. Данное письменное предупреждение ДД.ММ.ГГГГ лично получил директор Организации Д.Д.Д. Однако нарушения законодательства Российской Федерации по вынесенному письменному предупреждению до настоящего времени Организацией не устранены. Вышеуказанное письменное предупреждение в Минюст России и в судебном порядке Организацией не обжаловано.ДД.ММ.ГГГГ от директора Организации Д.Д.Д. поступило заявление, согласно которому требования письменного предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ № он выполнить не сможет по состоянию здоровья и не возражает о прекращении деятельности Организации, а также Организация не имеет расчетного счета и долгов. Таким образом, из вышеуказанного следует, что Организацией допущены грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации и Организация фактически не осуществляет свою деятельность. В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с частью 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы системы и структуры, федеральных органов исполнительной власти» функции по регистрации некоммерческих организаций и контролю за их деятельностью осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Минюста России - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва. Согласно подпункту 74 пункта 6 указанного Положения к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения иди религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра. В соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 указанного Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Абзацем четвертым пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» установлено, что деда о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19 раздела III Кодекса административного судопроизводства Российской федерации). Таким образом, дела о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства районными судами в соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации. Просит признать Республиканскую общественную организацию «Гражданская инициатива» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в административном иске.
Административный ответчик Д.Д.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, выразил согласие с административным иском.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 263 КАС РФ.
Изучив представленные доказательства, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по регистрации, контролю и надзору за деятельностью некоммерческих организаций переданы Министерству юстиции Российской Федерации.
Компетенция Управления Министерства юстиции Российской Федерации Республики Тыва в сфере государственной регистрации общественных объединений вытекает из Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому данный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Согласно п.п.4 п.5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В силу статьи 7 названного закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации организации, запись об организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Республиканская общественная организация «Гражданская инициатива» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 29 указанного закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Из материалов дела также следует, что в нарушение указанных нарушений Организация не предоставила в Управление, как орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, ежегодную информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; об объеме денежных средств и иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, также символика общественного объединения не регистрируется в установленном законодательством порядке, её описание не содержится в уставе общественного объединения.
За указанные нарушения Организации было вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ №, с указанием допущенных нарушений и срока их устранения.
Указанные доказательства свидетельствуют о разъяснении руководителю учреждения обязанности об информировании органа, принявшего решение о государственной регистрации и последствия неисполнения данного обязательства. Выявленные уполномоченным органом нарушения законодательства Организацией до настоящего времени не устранены.
Возражений на иск, доказательств того, что информация в объеме сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоммерческих организациях», в уполномоченный орган направлялась, административным ответчиком согласно ст.62 КАС РФ не представлено.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд считает требования Управления о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец, согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден. Размер пошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Республиканской общественной организации «Гражданская инициатива» в лице руководителя Д.Д.Д. о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.
Признать Республиканскую общественную организацию «Гражданская инициатива» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Республиканскую общественную организацию «Гражданская инициатива» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Республиканской общественной организации «Гражданская инициатива» в лице руководителя Д.Д.Д. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: Сат А.К.