Дело № 2а-19/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 21 января 2019г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,
при секретаре Абт Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Завьяловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Завьяловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
Установил:
Прокурор Завьяловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Завьяловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Свои требования прокурор обосновал тем, что в ходе проведенной проверки установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на земельных участках относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 22:11:040002:1152 общей площадью 39330 кв. м, находящимся ориентировочно в 700 м юго-восточнее с. Гонохово Завьяловского района Алтайского края;
- с кадастровым номером 22:11:030002:2029 общей площадью 70183 кв.м, находящимся ориентировочно в 1800-2000 м юго-восточнее с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края;
- без кадастрового номера общей площадью 34293 кв.м, ориентировочно в 500 м восточнее с. Харитоново Завьяловского района Алтайского края;
- без кадастрового номера общей площадью 35887 кв.м, ориентировочно в 500 м восточнее здания конторы Гилёвской нефтебазы п. Малиновский Завьяловского района Алтайского края;
- в кадастровом квартале 22:11:030002 общей площадью 11000 кв. м, находящимся ориентировочно в 800 м восточнее п. Краснодубровский Завьяловского района Алтайского края;
- в кадастровом квартале 22:11:030003 общей площадью 10000 кв. м, находящимся ориентировочно в 4000 м северо-западнее с. Светлое Завьяловского района Алтайского края;
- с кадастровым номером 22:11:050003:397 общей площадью 20000 кв.м, находящимся ориентировочно в 500 м юго-восточнее с. Чернавка Завьяловского района Алтайского края;
- с кадастровым номером 22:11:050002:250 общей площадью 19993 кв.м, находящимся ориентировочно в 1000 м северо-восточнее с. Камышенка Завьяловского района Алтайского края;
- с кадастровым номером 22:11:050001:682 общей площадью 20000 кв.м, находящимся ориентировочно в 2000 м юго-западнее с. Чистоозёрка Завьяловского района Алтайского края.
В соответствии со ст. 4 Закона об отходах, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственников отходов, образующих несанкционированные свалки на территории муниципального образования Завьяловский района, не установлен, то отходы являются собственностью муниципального образования. Поэтому администрация Завьяловского района в соответствии с установленным законодательством бременем содержания территории, как орган местного самоуправления, обязана принять меры к ликвидации несанкционированных свалок.
В связи с чем, прокурор просит признать бездействие администрации Завьяловского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на указанных земельных участках, незаконным. Обязать администрацию Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, путём ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на указанных земельных участках в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Глазычев Д.А. доводы, изложенные в иске поддержал, пояснив аналогично изложенному.
Представитель административного ответчика – Чернова Е.А. пояснила, что распоряжение землями сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям Администрации Завьяловского района, в настоящее время ведется работа по изменению категории назначения земельных участков на которых расположены свалки.
Заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, Администрация Гоноховского сельсовета, Администрация Завьяловского сельсовета, Администрация Харитоновского сельсовета, Администрация Малиновского сельсовета, Администрация Светловского сельсовета, Администрация Чернавского сельсовета, Администрация Камышенского сельсовета, Администрация Чистоозерского сельсовета судом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст. 4 Закона об охране окружающей среды, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Закона об отходах, а также ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Из положений ст. 13 Закона об отходах следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.2 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу положений ст. 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Вышеназванные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений».
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 4 Закона об отходах, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В судебном заседании установлено, что земельные участки: с кадастровым номером 22:11:040002:1152 общей площадью 39330 кв. м, находящимся ориентировочно в 700 м юго-восточнее с. Гонохово Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:030002:2029 общей площадью 70183 кв.м, находящимся ориентировочно в 1800-2000 м юго-восточнее с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края; без кадастрового номера общей площадью 34293 кв.м, ориентировочно в 500 м восточнее с. Харитоново Завьяловского района Алтайского края; без кадастрового номера общей площадью 35887 кв.м, ориентировочно в 500 м восточнее здания конторы Гилёвской нефтебазы п. Малиновский Завьяловского района Алтайского края; в кадастровом квартале 22:11:030002 общей площадью 11000 кв. м, находящимся ориентировочно в 800 м восточнее п. Краснодубровский Завьяловского района Алтайского края; в кадастровом квартале 22:11:030003 общей площадью 10000 кв. м, находящимся ориентировочно в 4000 м северо-западнее с. Светлое Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050003:397 общей площадью 20000 кв.м, находящимся ориентировочно в 500 м юго-восточнее с. Чернавка Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050002:250 общей площадью 19993 кв.м, находящимся ориентировочно в 1000 м северо-восточнее с. Камышенка Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050001:682 общей площадью 20000 кв.м, находящимся ориентировочно в 2000 м юго-западнее с. Чистоозёрка Завьяловского района Алтайского края, на которых расположены свалки твердых коммунальных отходов, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в аренду не переданы, и иных землепользователей, кроме муниципального образования Завьяловский района, в отношении этих земельных участков не установлено.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду доказательствами.
Собственники отходов, образующих несанкционированные свалки на территории муниципального образования Завьяловский района, не установлены, следовательно, отходы являются собственностью муниципального образования. Поэтому администрация Завьяловского района в соответствии с установленным законодательством бременем содержания территории, как орган местного самоуправления, обязана принять меры к ликвидации несанкционированных свалок.
Размещение коммунальных и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе, на территориях, не оборудованных для данных целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Согласно акта проверки от 18.10.2018г., составленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, произошло загрязнение и порча плодородного слоя почвы земельных участков. Дальнейшее использование земельных участков по целевому назначению, без проведения рекультивационных мероприятий невозможно.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Захламление земельных участков отходами производства и потребления относится к вредному (негативному) воздействию на землю и на окружающую среду в целом, что представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в случае их не устранения.
Бездействие администрации Завьяловского района по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок коммунальных, бытовых, строительных отходов, мусора в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Завьяловского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц: бездействие администрации Завьяловского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках: с кадастровым номером 22:11:040002:1152 общей площадью 39330кв.м, находящимся ориентировочно в 700м. юго-восточнее с. Гонохово Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:030002:2029 общей площадью 70183кв.м, находящимся ориентировочно в 1800-2000м. юго-восточнее с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края; без кадастрового номера общей площадью 34293кв.м., ориентировочно в 500м. восточнее с. Харитоново Завьяловского района Алтайского края; без кадастрового номера общей площадью 35887кв.м., ориентировочно в 500м. восточнее здания конторы Гилёвской нефтебазы п. Малиновский Завьяловского района Алтайского края; в кадастровом квартале 22:11:030002 общей площадью 11000кв.м., находящимся ориентировочно в 800м. восточнее пос. Краснодубровский Завьяловского района Алтайского края; в кадастровом квартале 22:11:030003 общей площадью 10000кв.м., находящимся ориентировочно в 4000м. северо-западнее с. Светлое Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050003:397 общей площадью 20000кв.м., находящимся ориентировочно в 500м. юго-восточнее с. Чернавка Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050002:250 общей площадью 19993кв.м., находящимся ориентировочно в 1000м. северо-восточнее с. Камышенка Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050001:682 общей площадью 20000кв.м., находящимся ориентировочно в 2000м. юго-западнее с. Чистоозёрка Завьяловского района Алтайского края.
Обязать администрацию Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, путём ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках: с кадастровым номером 22:11:040002:1152 общей площадью 39330кв.м., находящимся ориентировочно в 700м. юго-восточнее с. Гонохово Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:030002:2029 общей площадью 70183кв.м., находящимся ориентировочно в 1800-2000м. юго-восточнее с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края; без кадастрового номера общей площадью 34293кв.м., ориентировочно в 500м. восточнее с. Харитоново Завьяловского района Алтайского края; без кадастрового номера общей площадью 35887кв.м., ориентировочно в 500м. восточнее здания конторы Гилёвской нефтебазы п. Малиновский Завьяловского района Алтайского края; в кадастровом квартале 22:11:030002 общей площадью 11000кв.м., находящимся ориентировочно в 800м. восточнее пос. Краснодубровский Завьяловского района Алтайского края; в кадастровом квартале 22:11:030003 общей площадью 10000кв.м., находящимся ориентировочно в 4000м. северо-западнее с. Светлое Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050003:397 общей площадью 20000кв.м., находящимся ориентировочно в 500м. юго-восточнее с. Чернавка Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050002:250 общей площадью 19993кв.м., находящимся ориентировочно в 1000м. северо-восточнее с. Камышенка Завьяловского района Алтайского края; с кадастровым номером 22:11:050001:682 общей площадью 20000кв.м., находящимся ориентировочно в 2000м. юго-западнее с. Чистоозёрка Завьяловского района Алтайского края.
Установить администрации Завьяловского района Алтайского края срок для устранения допущенных нарушений – девять месяцев, со дня вступления данного решения в законную силу.
Об исполнении данного решения сообщить в Завьяловский районный суд и прокурору Завьяловского района в течение десяти дней со дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме, путём подачи жалобы через Завьяловский районный суд.
Судья Белоусов М.Н.
Решение составлено в мотивированной форме 25 января 2019 года.