Решение по делу № 2-1637/2021 от 12.07.2021

Дело № 2-1637/2021

УИД 61RS0020-01-2021-002918-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 г.                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Сугейко Д.А.,

с участием истца Редзевской В.А., действующей в интересах недееспособного Колесникова Р.В.,

представителя ответчика – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности от 06.05.2019 №....,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1637/2021 по иску Редзевской В.А., действующей в интересах недееспособного Колесникова Р.В., к Администрации города Новошахтинска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области заключить с Редзевской В.А., .... года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, являющейся опекуном недееспособного Колесникова Р.В., .... года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, договор социального найма, как с лицом, состоящим в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте города Новошахтинска Ростовской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.

В обоснование своих требований истец указала, что является матерью Колесникова Р.В., .... года рождения. Сын состоит на учете в Новошахтинском психоневрологическом диспансере и является инвалидом .... группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2013 №.... от 04.06.2014. Постановлением Администрации г. Новошахтинска №.... от 27.11.2017 она была назначена опекуном над недееспособным сыном Колесниковым Р.В.

Постановлением Администрации г. Новошахтинска №.... от 03.07.2020 Колесников Р.В. был признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В общем списке нуждающихся граждан он значится под номером - 277. В связи с наличием заболевания, соответствующего международной классификации болезней - II АМБТ «+» (код ....) он был также включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В данном списке он значится под номером - 3.

До настоящего времени жилое помещение ее сыну до сих пор не предоставлено, что противоречит действующему законодательству и свидетельствует о бездействии и о невыполнении ответчиком без уважительных причин возложенных на него действующим законодательством обязанностей по внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма.

Истец Редзевская В.А., действующая в интересах недееспособного Колесникова Р.В., в судебном заседании поддержала заиленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

    Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска - Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, а также пояснила, что ответчик полагает, что права истца с его стороны не нарушены, поскольку Колесников Р.В. был поставлена на учет. Администрация города не оспаривает тот факт, что истцу должно быть во внеочередном порядке предоставлено жилое помещение площадью не менее 35 кв.м, отвечающее установленным требованиям по договору социального найма на состав семьи 1 человек. Однако жилого помещения такой площадью не имеется. В законе не указан срок, в течение которого такое жилое помещение должно быть предоставлено. При появлении жилого помещения с соответствующей площадью либо при поступлении финансирования, такое жилое помещение будет приобретено Колесникову Р.В. и предоставлено по договору социального найма.

    Выслушав пояснения сторон, обозрев учетное дело истца, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

На основании п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 данного Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50), а также положениями ЖК РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ), ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).

Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1, 5 ст. 6 Областного закона Ростовской области № 363-3C «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан.

Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

Порядок и условия предоставления дополнительной общей площади жилого помещения и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются федеральным и областным законодательством.

Пунктом 2 Решения Новошахтинской городской Думы от 28.02.2006 № 88 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 25 квадратных метров - для одиноко проживающих граждан.

В судебном заседании установлено, что Колесников Р.В. страдает хроническим заболеванием соответствующим международной классификации болезней – II АМБТ «+» (код ....), входящим в Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 № 27154) и относящимся к п. 2 перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Новошахтинска от 03.07.2020 №.... «Об исполнении решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 26.06.2020 №....» Колесников Р.В. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи 1 человек. Расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма превышает возможность приобретения жилья путем накопления. Приобретение жилья путем накопления не представляется возможным. Принят на №.... по общему списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В связи с наличием заболевания, соответствующего международной классификации болезней, - IIАМБТ «+» (код ....), включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, под №.....

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика, жилое помещение Колесникову Р.В. по договору социального найма в нарушение вышеуказанных норм закона до настоящего времени не предоставлено.

Возражения представителя ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде свободные жилые помещения, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и могли бы быть предоставлены по договору социального найма Колесникову Р.В. отсутствуют, не могут быть приняты судом во внимание и являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), с момента постановки его на учет прошло более года.

При этом суд полагает требования о возложении на ответчика обязанности по заключение с Редзевской В.А. договора социального найма преждевременными и не усматривает оснований к их удовлетворению, поскольку в настоящее время жилое помещение Колесникову Р.В. не предоставлено, его права на заключение договора соцнайма не нарушены, в связи с чем суд полагает на данном этапе в удовлетворении заявленных требований отказать, указав при этом, что после предоставления Колесникову Р.В. жилого помещения во внеочередном порядке истец, действуя в его интересов, вправе обратиться к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на представленное помещение, а в случае отказа – обратиться в суд за защитой нарушенного права.

С учетом вышеизложенного, а также заявленных сторонами норм предоставления, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Редзевской В.А., действующей в интересах недееспособного Колесникова Р.В., к Администрация города Новошахтинска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.

    Обязать Администрацию города Новошахтинска предоставить Колесникову Р.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 35 кв.м, отвечающее установленным требованиям по договору социального найма на состав семьи 1 человек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2021.

2-1637/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Редзевская Вера Александровна
Колесников Роман Валерьевич
Ответчики
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Селицкая Марина Юрьевна
Дело на странице суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Подготовка дела (собеседование)
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Дело оформлено
25.10.2021Дело передано в архив
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее