Судья: Кривицкая О.Г. Гр. дело № 33 – 10786 / 19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Салдушкиной С.А.
судей: Пияковой Н.А., Самчелеевой И.А.
при секретаре: Майдановой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Паниной Ю.А. на решение Самарского районного суда г.Самара от 20 июня 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Паниной Ю.А. к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара о признании распоряжения первого заместителя главы городского округа Самара № 54 от 17.01.2019 в части необоснованным, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и присуждении социальной выплаты молодой семьей на приобретение (строительство) жилья отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского суда Салдушкиной С.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Панина Ю.А. обратилась в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о.Самара о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 17.01.2019г. №54 отказано в признании семьи истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ в связи с обеспеченностью общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать необоснованным и отменить распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара №54 от 17.01.2019г. в части отказа их семье в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий; признать семью истца нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара включить семью в список молодых семей-участников программы; обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрацию г.о.Самара предоставить) социальную выплату молодой семье на приобретение (строительство) жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Панина Ю.А. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные исковые требования.
От Паниной Ю.А. и Панина А.А. в суд апелляционной инсстанции поступили заявления о рассмотрении дела по апелляционной жалобе истицы в их отсутствие.
От Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о.Самара поступили возражения на жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением №3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно требованиям ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2).
Аналогичные требования к молодой семье, претендующей на получение социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно требованиям ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Судом установлено, что Панина Ю.А. с 25.07.2005г. является собственником <данные изъяты>2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, что составляет <данные изъяты> кв.м.
11.06.2016г. между Паниным А.А. и Паниной (до брака Шабаевой) Ю.А. заключен брак. От брака имеют ребенка – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 07.08.1998г. в собственности Панина А.А. находится <данные изъяты> доли в квартире по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.., что составляет <данные изъяты> кв.м.
Согласно справке от 13.05.2019г., выданной МП г.о.Самара ЕИРЦ, Панина Ю.А. и малолетний Панин А.А. зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>.
Панин А.А. с 10.12.1996г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.
21.11.2018г. Панина Ю.А. обратилаь в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о.Самара с заявлением о признании ее молодой семьи в составе трех человек (Паниной Ю.А., ее супруга Панина А.А., сына – ФИО6) нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710.
Согласно ответа Департамента № от 18.01.2019г. распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 17.01.2019 №54 семье истца отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в программе на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы).
П.2 ст.6 Закона Самарской области от 05.07.2005 №139-ГД установлено, что при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ одним из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является предоставление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а в данном случае - обеспеченность семьи Паниных общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, ст.ст.51,54 ЖК РФ, Постановлением Самарской губернской Думы №171 от 27.10.2005г., суд, оценив представленные доказательства в их совокупности с обстоятельствами дела, пришел к правильному выводу о том, что молодая семья Паниных как субъект, претендующий на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, лишена указанной возможности ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы.
Как установлено ранее, Панин А.А. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в квартире по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.
Вопреки доводам жалобы доказательств того факта, что указанная квартира является коммунальной, суду не представлено, в связи с чем, расчет общей жилой площади на каждого члена семьи Паниных выглядит следующим образом: <данные изъяты> кв.м (доля Паниной Ю.А.) + <данные изъяты> кв.м (доля Панина А.А.) / 3 = 11,3 кв.м, при этом постановлением Самарской Губернской Думы №171 от 27.10.2005г. предусмотрено, что учетная норма для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для граждан, проживающих в отдельных квартирах, составляет 11 кв.м.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, не опровергают правильности выводов суда, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, были предметом изучения суда первой инстанции, а потому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривает.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г.Самара от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Паниной Ю.А. – без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий –
Судьи -