Дело №2-3750/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 13 сентября 2018 года
Ленинский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Куликовой Л.Н. при секретаре судебного заседания Лучниковой Т.Ю.,
с участием представителя ответчика Шамовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елсакова С. В. к УМВД России по г.Кирову, Министерству финансов в лице УФК по Кировской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Елсаков С.В. обратился в суд с иском к УМВД России по г.Кирову, Министерству финансов в лице УФК по Кировской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} он периодически содержался в ИВС при ОП №3 УМВД России по Нововятскому району г.Кирова в несоответствующих действующему законодательству условиях, с нарушением норм и правил содержания подозреваемых и обвиняемых. Условия содержания причинили ему нравственные страдания, поскольку не соблюдались бытовые и санитарно-гигиенические условия. В период содержания в ИВС: отсутствовали тазы для стирки белья, не выдавались дезинфицирующие средства и средства личной гигиены, истца не выводили в душ и на прогулки. Кроме того, туалет не был огражден, отсутствовала мебель для повседневного использования в виде стола, скамеек, вешалки для верхней одежды, бачка для питьевой воды. Стены камеры были отштукатурены под «шубу», что создавало опасность травмы. Просит взыскать за счёт государственной казны с УМВД России по г.Кирову в свою пользу компенсацию причиненного морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебное заседание истец Елсаков С.В. не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отбывает наказание в местах лишения свободы. Ранее в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика УМВД России по г.Кирову Шамова Л.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, в которых указала, что ИВС в 2006-2008 гг. являлся структурным подразделением ОВД по Нововятскому району г.Кирова. Приказом УВД по Кировской области от 23.06.2009г. №483 ОВД по Нововятскому району г.Кирова был упразднен, ИВС в Нововятском районе г.Кирова – ликвидирован. Согласно требованиям нормативно-правовых актов МВД России срок хранения служебной документации по организации деятельности ИВС составляет 10 лет, таким образом, информация по ИВС уничтожена за истечением сроков хранения. В период содержания Елсаков С.В. с жалобами и обращениями на имя начальника ИВС о ненадлежащих условиях содержания не обращался. Доводы истца об облицовку стен камеры «шубой», отсутствии мебели для повседневного использования ничем не подтверждаются. Истцом не представлено доказательств факта причинения ему морального вреда в результате содержания в изоляторе временного содержания, в связи с чем, просит отказать Елсакову С.В. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика – Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не приведено доказательств в обосновании своих доводов, доводы носят субъективный характер и не указывают на конкретные обстоятельства.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Условия содержания в изоляторах временного содержания (ИВС) обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений должны соответствовать «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», заключенной в г.Риме 04.11.1950г., Конституции Российской Федерации, требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. №103-ФЗ (далее Закон), Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005г. (далее Правила), требованиям Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2013г. №390.
В соответствии со ст.9 Закона, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее ИВС) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений и в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в ИВС, согласно ст.13 Закона, в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Подозреваемые и обвиняемые, согласно ст.17 Закона, имеют право, в том числе: получать бесплатное материально-бытовое обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна); им разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа; слушать радио в установленное время.Статьей 23 Закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В том числе: предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности. Камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м.; если камеры не оборудованы санузлами, вывод подозреваемых и обвиняемых на отправку производится в соответствии с распорядком дня, утверждённым начальником ИВС, силами сотрудников сменяющегося и заступающих нарядов (не менее двух раз в сутки) или в случаях острой необходимости с соблюдением предусмотренных мер безопасности.
Согласно ст.24 Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Исходя из доказательств, содержащихся в материалах дела, судом установлено, что Елсаков С.В. в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} содержался в ИВС Нововятского района г.Кирова {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}. Согласно журналу жалоб и обращений содержащихся в ИВС ОВД Нововятского района г.Кирова (инв. {Номер изъят}), жалоб Елсакова С.В. не зарегистрировано.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделённые равными процессуальными средства защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны в соответствии со ст.56 ГПК РФ должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Истец Елсаков С.В. не представил доказательств в подтверждение своих доводов по фактам несоответствия требованиям законодательства условий содержания в ИВС Нововятского района г.Кирова в указанные в иске периоды времени.
Согласно возражениям на исковое заявление УМВД России по г.Кирову от {Дата изъята} {Номер изъят} следует, что ИВС в {Дата изъята}-{Дата изъята} являлся структурным подразделением ОВД по Нововятскому району г.Кирова. Приказом УВД по Кировской области от 23.06.2009г. №483 ОВД по Нововятскому району г.Кирова был упразднен, ИВС в Нововятском районе г.Кирова – ликвидирован. Согласно требованиям нормативно-правовых актов МВД России срок хранения служебной документации по организации деятельности ИВС составляет 10 лет, таким образом, информация по ИВС уничтожена за истечением сроков хранения, документы, касающиеся содержания арестованных в {Дата изъята}-{Дата изъята} не сохранились. По условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД Нововятского района г. Кирова в указанные периоды времени в данных возражениях представлены сведения о том, что в соответствии с п. 45 Приказа МВД от 22.11.2005г. камеры ИВС были оборудованы столами и скамейками по лимиту мест в камере, камеры были оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. Согласно п.47 указанного Приказа, не реже раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходили санитарную обработку, им предоставлялась возможность помывки в душе не менее 15 минут. В ИВС ежедневно проводились медицинские осмотры содержащихся лиц, имелась полностью укомплектованная медицинская аптечка. При поступлении в ИВС и еженедельно выдавалось чистое постельное белье и постельные принадлежности каждому содержащемуся в ИВС, которые перед выдачей проходят санитарную обработку. В силу ст.23 ФЗ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Кроме того, ФЗ №103 не содержит никаких требований к облицовке стен. Право на прогулку истца также не было нарушено, поскольку ИВС был оборудован прогулочным двором, содержащиеся пользовались ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, согласно п. 130 Приказа МВД.
Вместе с тем, в силу ст.1069 ГК РФ вред, ответственность за незаконные действия государственных органов у государства наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
При этом суд отмечает, что с учетом длительности необращения истца за защитой нарушенных прав документы не сохранились, в связи с чем бремя доказывания не может быть в полной мере возложено на ответчика.
На основании совокупности собранных по делу доказательств не нашли свое подтверждение доводы истца о его содержании в {Дата изъята}-{Дата изъята} в изоляторе временного содержания ОВД по Нововятскому району г.Кирова в ненадлежащих условиях.
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями, высказанными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истцом предъявлены требования о компенсации морального вреда, перенесенного в связи с ненадлежащими условиями содержания в период, отдаленный от обращения за защитой нарушенного права на 10 лет, суд приходит к выводу о недоказанности истцом физических и нравственных страданий, перенесенных в указанный период.
В силу ст. 103 ГПК РФ с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 300 руб., поскольку при подаче иска ему предоставлялась отсрочка до рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Елсакова С. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г.Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.09.2018г.
Судья Куликова Л.Н.