УИД 11RS0001-01-2022-008767-47 дело № 2а-7191/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Смолевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 21 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Михалькова Дениса Анатольевича к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий конвоирования, присуждении денежной компенсации за нарушение условий конвоирования,
установил:
Михальков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» о присуждении компенсации за нарушение условий содержания при его конвоировании ** ** ** из ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ФКЛПУБ - 18 УФСИН России по Республике Коми в спецвагоне в бесчеловечных, невыносимых и унизительных условиях, указывая в его обоснование на переполненность камеры с учетом количество лиц в ней, а также личных вещей конвоируемых, невозможность конвоирования в обычных условиях, ссылаясь на слабость после приема лекарств, ссылался на необеспечение его спальным местом при конвоировании в ночное время.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Стороны участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в суд не направили.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями статей 8, 10 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В силу положений статей 1, 3 и 13 Закона РФ от ** ** ** №... «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, установлена обязанность учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, осужденный Михальков Д.А. ** ** **, следуя из ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, конвоировался от станции Сыктывкар до железнодорожной станции Ухта плановым караулом по железнодорожному маршруту Сыктывкар-Воркута в спецвагоне, где размещался в большой камере №..., количество осужденных в камере на всем пути следования не превышало 9 человек.
В соответствии с положениями статьи 76 Уголовно – исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Осужденным обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 12 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством РФ и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства юстиции России и Министерства внутренних дел России от ** ** ** № ... утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее - Инструкция), которая определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях.
Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 в соответствующей редакции утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление) в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН).
Согласно пункту 73 Наставления к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся: - специальные автомобили для перевозки осужденных (далее - спецавтомобили); - специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны).
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Пунктом 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утв. приказом Минюста России и МВД РФ от ** ** ** № ... (с учетом внесенных приказом Минюста России и МВД России от ** ** ** № ... изменений) (далее – Инструкция) предусмотрена норма размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов 10 человек и до 4 человек в малые камеры.
Приложение № 6 «Оборудование специальных транспортных средств» к Наставлениям (в редакции приказа Минюста РФ от 17 июня 2013 г. N 94) содержит пункт 6.2 «Специальные железнодорожные вагоны», согласно которому в камерах спецвагонов устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса.
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался административный истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12.
Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал заявитель, вентиляция, освещение и водоснабжение находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
Большая камера специального вагона модели ЦМВ 61-827 имеет следующие размеры: ширина - 163 см., длина - 214 см., высота - 287 см., оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, нижние полки могут так же использоваться как спальные места. Высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост, имеется возможность разместиться для отдыха и сна на полках камеры. Под нижними полками камеры спецвагона (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем – 0,511 куб. м, с каждой стороны), что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.
Разрешая требования иска, суд при оценке представленных доказательств с учетом обстоятельств по делу исходит из того, что, как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, о наличии нарушений условий содержания могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.
С учетом представленных доказательств и установленной возможности размещения лиц в камере спецвагона, с целью соблюдения прав осужденных на отдых в ночное время загруженность камеры при перевозке осужденных ночью не может превышать 6 человек.
При оценке обоснованности заявленных требований с учетом представленных доказательств, данных о количестве осужденных в камере поезда при конвоировании истца на всем пути следования (от станции Сыктывкар до станции Ухта) совместно с 8 осужденными до места назначения, возможной с учетом установленных требований наполняемости камер, а также периоде времени конвоирования административного истца, следовавшего часть пути и прибывшего к месту следования в ФКУ ФКЛПУБ - 18 УФСИН России по Республике Коми в ночное время, суд приходит к выводу об обоснованности требований иска в изложенной части, установив с учетом представленных доказательств, что право истца на полноценный отдых в ночное время было нарушено.
В остальной части конвоирование административного истца к месту следования вопреки доводам иска отвечало установленным требованиям.
Из медицинской справки на осужденного Михальков Д.А., имеющий диагноз <данные изъяты>, медицинских противопоказаний к этапированию на общих основаниях не имел.
Согласно полученным сведениям жалоб на состояние здоровья, а также претензий относительно условий конвоирования в течение всего пути следования и по прибытии в учреждение Михальков Д.А. не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов конвоирования не обращался.
Находя требования иска обоснованными в части, и исходя из права Михалькова Д.А. в результате нарушения прав осужденного на отдых в ночное время на получение денежной компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд при определении ее размера, учитывая конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительной нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с конструктивными особенностями специального транспорта, отсутствие последствий для административного истца, приходит к выводу о взыскании в пользу истца денежной компенсации за однократное нарушение в размере 2000 руб., полагая, что указанный размер отвечает принципам разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Михалькова Дениса Анатольевича к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», ФКУ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий конвоирования, присуждении денежной компенсации за нарушение условий конвоирования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», выразившиеся в необеспечении надлежащих условий конвоирования Михалькова Д.А. в спецвагоне с ** ** ** по ** ** ** из ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ФКЛПУБ – 18 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Михалькова Дениса Анатольевича компенсацию за нарушение условий содержания при конвоировании в размере 2000 (две тысячи) руб. по представленным реквизитам.
В удовлетворении требований Михалькова Дениса Анатольевича к ФКУ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий конвоирования, к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», ФКУ МСЧ - 11 ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий конвоирования отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Печинина
...