Производство №2-963/2024
УИД 91RS0021-01-2024-001221-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2024 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Боси Е.А.,
при секретаре судебного заседания – Павлюкевич С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мороз Виктора Ивановича к администрации города Судака Республики Крым о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма, -
УСТАНОВИЛ:
Мороз В.И., в лице представителя по доверенности Бутовец М.А., к администрации города Судака Республики Крым о признании права пользования жилым помещением по адресу: ФИО3<адрес> с кадастровым номером №, общей площадью 16,1 кв.м. и обязании ответчика заключить договор социального найма указанного помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что с 22 июня 2001 года Мороз В.И. зарегистрирован и проживает в <адрес> общежития ССП «Полет ЛИИ им. Громова» по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение в составе общежития было передано в собственность муниципального образования городской округ Судак. 04 апреля 2004 года Мороз В.И. обратился в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, однако администрацией города Судака Республики Крым было отказано в заключении договора социального найма, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец Мороз В.И., представитель ответчика – администрации г. Судака Республики Крым в судебное заседание не явились, были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Бутовец М.А. направила в суд ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика – администрации г. Судака Республики Крым Пугачева Н.Л. направила в суд ходатайство, в котором просила также о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых судом обязательной не признана.
Суд, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности для разрешения дела, оценив доказательства всесторонне, полно и объективно, приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст.3 ЖК РФ).
Положениями ст.10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Предписаниями ст.49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ст.61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Статьей 64 ЖК РФ установлено, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В силу ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с ч.1 ст. 684 ГК РФ по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В п.8 названного постановления Пленума предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что общежитие с кадастровым номером № по адресу: <адрес> включено в муниципальную собственность.
На момент передачи общежития в муниципальную собственность в помещении № (ранее – <адрес>), входящем в состав здания с кадастровым номером №, которому был присвоен кадастровый №, площадью 16,1 кв.м., проживал Мороз В.И.
Факт законности вселения и проживания истца в спорном жилом помещении на момент передачи имущества в муниципальную собственность подтверждается регистрацией истца по адресу: <адрес> года, поквартирной карточкой, справкой о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ, списком граждан, зарегистрированных по общежитию ССП «Полет» по адресу: <адрес>
02 апреля 2024 года истец обратился в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о заключении с ним договора социального найма как с жильцом общежития, расположенного по адресу: <адрес>
Письмом администрации города Судака Республики Крым от 14 мая 2024 года истцу было отказано в заключении договора социального найма в отношении вышеуказанного жилого помещения ввиду непредоставления документа (основания), подтверждающего право пользования жилым помещением (ордер), расположенным по адресу: <адрес> (помещение №18).
Согласно положениям ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Исходя из содержания приведенных правовых норм реализация уполномоченным органом права на исключение дома из специализированного жилищного фонда с отнесением его к жилищному фонду социального использования является основанием для применения к жилым помещениям правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно чч.1-2 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При этом пунктом 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что включение объектов жилищного фонда, к которым относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в жилых помещениях, находящихся в общежитиях, граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
В связи с чем право нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов в отношении муниципального жилья.
В соответствии с п.1 ст.209, п.1 ст.288 ГК РФ, ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
В силу ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Судом достоверно установлено, что истец был вселен в спорное жилое помещение, добросовестно длительное время владеет и пользуется им, надлежащим образом осуществляет обязательства по его содержанию, меры по сохранению и защите от посягательств или притязаний третьих лиц, с момента своего законного вселения в квартиру и до настоящего времени он добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным на протяжении длительного времени, где постоянно проживает до настоящего времени, что свидетельствует о том, что между сторонами фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма.
При этом, спорное жилое помещение было предоставлено истцу Мороз В.И. до его передачи в муниципальную собственность, сведения о выделении истцу жилого помещения не сохранились, при этом доказательств, свидетельствующих о незаконности передачи спорной квартиры, истцу в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено и в материалах дела не содержится.
Указанное обстоятельство не может ограничивать права Мороз В.И., как нанимателя жилого помещения № по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 16,1 кв.м., на заключение договора социального найма.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предметом спора является не предоставление жилого помещения, а надлежащее оформление существующих отношений по социальному найму, исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих, что у истца возникло законное право пользования помещением по адресу: <адрес>, поскольку между сторонами фактически возникли и сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, обязанность по оформлению которого лежит на наймодателе жилого помещения, вследствие этого, в силу прямого указания закона администрация города Судака обязана заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме, признать за истцом право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, кадастровый № и возложить на администрацию города Судака обязанность заключить с Мороз В.И. договор социального найма указанного помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мороз Виктора Ивановича к администрации города Судака Республики Крым о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма – удовлетворить.
Признать за Мороз Виктором Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования занимаемым жилым помещением по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 16,1 кв.м.
Обязать администрацию города Судака Республики Крым заключить с Мороз Виктором Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 16,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 19 сентября 2024 года.
Председательствующий – судья Е.А. Боси