Дело 2-2952/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Суховой Е.В., при секретаре Пономаревой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большакова Сергея Петровича к Управлению МВД России по Костромской области о перерасчете стажа службы,
Установил:
Большаков С.П. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к УМВД России по Костромской области с требованиями произвести перерасчет стажа его службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца в периоды с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата>.
Иск мотивировал тем, что он проходил службу в органах внутренних дел, <дата> был уволен приказом УМВД России по Костромской области № от <дата>, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Согласно расчету выслуги лет на пенсию стаж службы составил в календарном исчислении – ... лет ... месяцев ... дней; в льготном исчислении -... год ... месяцев ... дней. С данным расчетом истец не согласен, так как указанные периоды его службы не были включены в льготный стаж, что отрицательно повлияло на размер пенсии. Выслуга лет в занимаемых в спорный период должностях, согласно п. «а» ст. 5 и ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, Постановлений Правительства №941 от 22.09.1993 года, №690 от 15.09.2008 года, Приказом МВД № от <дата> и № от <дата>, должна учитываться в льготном исчислении.
В соответствии с требованиями ст. 39 ГПК РФ, истец к ранее заявленным требованиям дополнительно просил суд включить период с <дата> по <дата> в стаж службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца. Данные требования истец мотивировал тем, что в данный период он был стажером по должности ... (за счет должности ...) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области. Со ссылками на действующее законодательство полагал, что данный период подлежит включению в стаж в льготном исчислении.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам указанным в иске.
Представитель ответчика УМВД России по Костромской области по доверенности Иванова Н.Л. суду пояснила, что требования истца удовлетворению не подлежат, представила письменный отзыв. Согласно отзыву, ответчик не согласен с требованиями истца в части произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 за период <дата> - <дата> ввиду того, что правовые основания для этого отсутствуют и никаких правовых, либо распорядительных актов о привлечении истца к выполнению обязанностей сотрудника милиции в особых условиях, истцом не приведено, доказательств не представлено. Периоды <дата> - <дата>, <дата>-<дата> в льготном исчислении включению в выслугу не подлежат, так как его должность не предусмотрена перечнем должностей, которым предусмотрено право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсии.
Представитель третьего лица-УМВД РФ по г. Костроме по доверенности Ащеулова Л.Л. суду пояснила, что поддерживает позицию ответчика.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Истец проходил службу в органах МВД РФ в период с <дата> по <дата>.
Согласно расчету ответчика по состоянию на <дата> выслуга лет истца составляет ... год ... месяцев ... дней, выслуга лет для начисления процентной надбавки составляет ... лет ... месяцев ... дней.
Истец претендует на включение периода с <дата> - <дата> в стаж службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
В указанный период истец проходил службу в органах внутренних дел в качестве стажера по должности ... (за счет должности ...) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых непосредственно подчиненного УВД по Костромской области (на основании Приказа ОБО и КПО н/п УВД по Костромской области от <дата> №л/с).
Данный период ответчиком включен в стаж службы за выслугу лет в календарном исчислении (из расчета 1 месяц службы за 1 месяц испытания).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Согласно статье 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе).
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку в период с <дата> по <дата> истец не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды он не являлся.
Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
В силу подпунктов "в" и "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения периода с <дата> по <дата> службы истца в качестве стажера по должности ... в выслугу лет в льготном исчислении. Периоды службы в качестве стажера по соответствующим должностям могут быть включены в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Кроме того, истец претендует на включение в стаж службы за выслугу лет в льготном исчислении периодов с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата>.
В период с <дата> по <дата> истец проходил службу в органах внутренних дел в должности ... (за счет должности ...) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых непосредственно подчиненного УВД по Костромской области.(приказ ОБО и КПО н/п УВД по Костромской области от <дата> № л/с).
В период с <дата> по <дата> истец проходил службу в органах внутренних дел в должности ... отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых непосредственно подчиненного УВД по Костромской области.( Приказ ОБО и КПО н/п УВД по Костромской области от <дата> года № л/с).
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (далее - Постановление от 22 сентября 1993 года N 941) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац 45 пп. "г" п. 3).
Во исполнение данного постановления Министерство внутренних дел РФ приказом от <дата> N № утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее - Перечень N №).
Данный перечень утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от <дата> N №.
Указанный перечень должностей в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право па льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, включает должности роты в составе отдельного батальона: командира роты (п. 115), заместителя командира роты по воспитательной работе (п. 116), старшины (н. 117), должности взвода в составе отдельного батальона, роты: командир взвода ( п. 118), заместителя командира взвода ( п. 119), старший полицейского конвоя ( п. 120), командир отделения ( п. 121).
Должности, замещаемые истцом в спорный период, в данный список не включены.
Должности полицейского (милиционера), полицейского (кинолога) (милиционера-кинолога) указаны в перечне должностей в отделении таких подразделениях, как взвод в составе отдельного батальона, роты (п. 122), отделение в составе роты, взвода (п. 124), отделение кинологической службы в составе отдельного батальона (п. 127).
Вместе с тем, все данные должности имеют примечание (***), относительно лиц, замещающих указанные должности, о непосредственном осуществлении функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года (абзац введен Приказом МВД России от <дата> №)
Изучением личного дела истца установлено, истец проходил службу в указанных должностях в иной период, до 30 апреля 2011 года. Данный факт истцом не оспаривался в судебном заседании.
Доказательств, подтверждающих факт непосредственного осуществления функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в период рассмотрения настоящего спора не представляется возможным, поскольку письменные документы, приказы, распоряжения, должностные регламенты (инструкции), рапорта, постовые ведомости, книги нарядов, подтверждающие исполнение таких функций, уничтожены в связи с истечением срока их хранения.
На основании показаний свидетеля ФИО6 спорные периоды не могут быть включены в льготный стаж истца, так как должности, замещаемые истцом в спорные периоды, подлежат включению только после 30 апреля 2011 года при непосредственном осуществлении функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Доказательств соблюдения данных условий суду не представлено.
Таким образом, спорные периоды подлежат зачету стажа службы за выслугу лет в календарном исчислении (из расчета 1 месяц службы за 1 месяц).
В связи с изложенным, требования истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Большакова Сергея Петровича к Управлению МВД России по Костромской области о перерасчете стажа службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.
Судья