Решение по делу № 2-2164/2015 от 20.10.2015

Дело №2-2164/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре Шестопал А.Ю.,

с участием: помощника прокурора г. Усинска Изъюрова С.М., действующего на основании поручения Печорского природоохранного межрайонного прокурора от дд.мм.гггг. года

     представителей ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Гвозденко К.В., действующей на основании доверенности № ЛК-366 от дд.мм.гггг. и Чиркова Ф.В., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг. « ЛК – 74»,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... дд.мм.гггг.

гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности по проведению работ по рекультивации участка земель лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Печорский природоохранный прокурор обратился в Усинский городской суд с исковыми требованиями к ООО «ЛУКОЙЛ – КОМИ», которым просит суд обязать ответчика произвести в срок до дд.мм.гггг. рекультивацию участка нефтезагрязнения, расположенного за пределами обвалования скважин 225 и 228 Западно – Тэбукского нефтяного месторождения; в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории МО МР «Сосногорск» в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Заявленные исковые требования истец мотивирует тем, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведено обследование участка нефтезагрязнения, расположенного за пределами обвалования скважин 225 и 228 Западно – Тэбукского нефтяного месторождения, эксплуатируемого ТПП «ЛУКОЙЛ – Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Коми». В ходе осмотра специалистами ЦЛАТИ произведен отбор проб почв, анализ которых показал превышение нефтепродуктов на обследуемом участке местности. По результатам проверки установлено, что участок нефтезагрязнения расположен на землях, находящихся в муниципальной собственности, арендуемых ООО «ЛУКОЙЛ – Коми». По информации ответчика нефтезагрязненый участок находится в границах земельного отвода куста скважин и Западно – Тэбукского нефтяного месторождения в соответствии с указанным выше договором аренды от дд.мм.гггг..

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от дд.мм.гггг.г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Положениями Лесного кодека РФ установлено, что одними из основных принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Из содержания ст. 77 Федерального закона от дд.мм.гггг.г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статей 99 и 100 Лесного кодекса РФ следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством, а также устранить выявленные нарушения.

Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пунктом 6 статьи 21 Лесного кодекса РФ установлена обязанность рекультивации земель при их использовании для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Согласно пунктам 3,4,5 совместного приказа министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от дд.мм.гггг. рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ... Изъюров С.М., исковые требования и доводы в их обоснование поддержал, в том числе, в части сроков проведения рекультивационных работ и сдачи их результатов комиссионным органам.

Представители ответчика ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» в судебном заседании пояснили, что не оспаривают требования истца о сдаче Постоянной комиссии нарушенного участка. Вместе с тем технический этап рекультивации Обществом проведен, оценка его результатов будет проведена по итогам отбора и исследования проб почв и грунтов на восстановленном Участке в весеннее – летний период 2016 года. Факт добровольного проведения технической рекультивации ответчик подтверждает комиссионным актом обследования от дд.мм.гггг.. Касаемо проведения этапа биологической рекультивации ответчик полагает, что биологический этап рекультивации осуществляется только в случае проведения рекультивации для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв. Использование земель в целях промышленной эксплуатации скважин к таким не относится, в связи с чем ответчик полагает достаточным проведение только технического этапа рекультивации. Кроме того, биологическая рекультивация на территории нахождения нефтяных скважин приведет к нарушению Правил пожарной безопасности в лесах. Кроме того, в исковом заявлении истцом не указана точная площадь участка подлежащего рекультивации, его координаты, не конкретизированы этапы рекультивационных работ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ..., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора от дд.мм.гггг., заключенного между Администрации муниципального района «Сосногорск» и ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» ответчик принял в аренду земельные участки из земель категории – земли промышленности и иного специального назначения, общей площадью 388400 кв.м для эксплуатации объектов на Западно – Тэбукском нефтяном месторождении на территории МР «Сосногорск» в том числе кусты скважин ,228.

Разделом 5 указанного договора предусмотрены права и обязанности арендатора, в числе которых обязанности: соблюдать при использовании Участка требования градостроительных регламентов, строительных, биологических, санитарно гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать его загрязнение, захламление, не допускать, ухудшения экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях (л.д. 17 – 23).

Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе земля), природные объекты и природные комплексы ( ст. 4, ст.10 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, п. ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Основные принципы лесного законодательства установлены статьей 1 Лесного кодекса РФ, в числе которых сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Земельный кодекс РФ в статье 12 устанавливает, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Приказом Минприроды России и Роскомзема от дд.мм.гггг. N 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, которые определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

Согласно пунктам 3,4 раздела 1 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Ответчик возражает против исковых требований о проведении технической рекультивации, указывая, что технический этап рекультивации ими уже выполнен.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу ст. ст. 55,56, 60, 61 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В обоснование своей позиции о завершении в полном объеме работ по технической рекультивации земельного участка ответчик ссылается на акт обследования от дд.мм.гггг., согласно которому в районе скважины 225-228 Западно –Тэбукского месторождения историческое нефтезагрязнение локализировалось на одном участке за обвалованием скважины, какой либо связи с возможными отказами оборудования скважины или нефтепроводов не установлено, признаки хозяйственной деятельности на выкидном нефтепроводе отсутствуют. На момент проведения осмотра историческое нефтезагрязнение убрано силами НАСФ ТПП «ЛУКОЙЛ – Ухтанефтегаз».

Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика по следующим основаниям.

Указанный акт обследования результатов работ датирован дд.мм.гггг., вместе с тем, документы подтверждающие выполнение ответчиком работ по технической рекультивации датированы более поздними датами, протоколы химического анализа почвы от дд.мм.гггг. (пробы отобраны дд.мм.гггг.). Ответчиком не представлен акт обследования результатов работ после проведения вышеперечисленных работ. Указанное обследование проведено не постоянной комиссией по вопросам рекультивации земель на территории МР «Сосногорск», которая и должна была сделать вывод о завершении технической рекультивации.

Кроме того, истцом в материалы дела представлен акт натурного обследования от дд.мм.гггг. (л.д. 54), согласно которому представителем ответчика давались пояснения, что технический этап рекультивации не проводился.

Исходя из результатов отбора проб почвы следует, что нефтезагрязнение не убрано, технический этап рекультивации не проведен.

Таким образом, доводы ответчика о проведении технического этапа рекультивации являются не обоснованными.

Относительно возложения на ответчика обязанности проведения биологического этапа рекультивации, суд приходит к выводу об удовлетворении иска на основании следующего.

Ответчик указывает на невозможность проведения биологического этапа рекультивации по причине того, что указанный земельный участок используется в целях промышленной эксплуатации скважин, следовательно к нему не относится обязанность по проведению биологической рекультивации скважин.

С указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Биологическая рекультивация включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Высадка лесных насаждений является лишь одним из завершающих этапов биологического этапа рекультивации.

Пункт 6 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от дд.мм.гггг. возлагает на лиц, использующих леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обязанность исключать развитие эрозионных и других негативных природно – антропогенных процессов на занятой и прилегающей территориях.

Пунктами 14 и 17 Правил установлено, что по всей ширине охранных зон линейных объектов на участках с нарушенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах. Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат реконструкции в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Порядок проведения рекультивации земель установлен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды России Роскомзеза от дд.мм.гггг., которые действуют в части, не противоречащей действующему законодательству. Согласно этим положениям рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно – оздоровительных целей на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно – гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно – климатических условий и месторасположения нарушенного участка, особые условия использования земельного участка не исключают, а влекут за собой особенности рекультивационных работ, в частности, их биологического этапа.

Ссылку ответчика на тот факт, что в исковом заявлении отсутствуют сведения о площади загрязненного участка, суд находит не состоятельной, поскольку из приложенных к исковому заявлению материалов усматривается, что площадь загрязненного участка составляет 400 кв.м. (л.д. 15,16;54-57).

Основными положениями для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендовано создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (п.14).

Приемка - передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации (п.17).

Распоряжением Правительства РК от дд.мм.гггг. N 410-р создана рабочая группа для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми, заместителем Главы РК – председателем КЧС и ПБ РК утвержден и введен в действие с дд.мм.гггг. Регламент приемки нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ, описывающий порядок такой приемки.

Данная комиссия уполномочена на приемку рекультивированных земель лесного фонда, относящихся к государственной собственности.

Вместе с тем, в целях организации приемки – передачи рекультивированных земель и решения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, сохранения плодородия почв и своевременного вовлечения земель в оборот на территории муниципального района «Сосногорск» постановлением главы МО МР «Сосногорск» от дд.мм.гггг. создана постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель на территории МР «Сосногорск».

В соответствии с п.3 постановления состав комиссии утверждается постановлением главы муниципального района «Сосногорск» - руководителя администрации района.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия, обязанность совершения которых возложена судебным решением, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным применить сроки указанные истцом для исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО ГО «Усинск», от уплаты которой истец освобожден.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» государственную пошлину в размере 6000 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 333.19, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 103, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании провести рекультивацию участка нефтезагрязнения, расположенного за пределами обвалования скважин 225 и 228 Западно-Тэбукского нефтяного месторождения, - удовлетворить.

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. провести рекультивацию участка нефтезагрязнения, расположенного за пределами обвалования скважин 225 и 228 Западно-Тэбукского нефтяного месторождения.

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории МО МР «Сосногорск» в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2015.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Т.М.Брагина

Копия верна

Секретарь с/з А.Ю. Шестопал

    

2-2164/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью " Лукойл-Коми"
Другие
Росприророднадзор по Республике Коми
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
20.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2015Передача материалов судье
21.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2015Судебное заседание
24.11.2015Судебное заседание
15.12.2015Судебное заседание
15.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее